Психологический тренинг – это одна из наиболее распространенных и эффективных методик коррекционной, реабилитационной, обучающей, развивающей, социально-психологической и диагностической работы практикующего психолога. Его назначение, форма и технология проведения варьируются в достаточно широком диапазоне.
Анализ современных подходов к работе тренинговых психотехнологий показывает, что доминирующей тенденцией является эмоциональная основа групповой деятельности, т.е. психологическое воздействие осуществляется при значимой психоэмоцианальной вовлеченности индивида в тренинговую работу.
Однако в подавляющем большинстве случаев современный человек не стремится к интенсивному эмоциональному взаимодействию с окружающими, чувственному реагированию в ходе тренинга. Соответственно проблемным моментом является «включение» (вовлечение, формирование интереса) участников в тренинговую работу.
В то же время (при всем скептическом отношении к деятельности психолога) любая групповая деятельность проходит через индивидуальное интеллектуальное осмысление происходящего. Таким образом, влияние через интеллектуальную сферу участников тренинга – перспективное направление социально-психологического воздействия.
Как дидактическая и методическая единица каждое упражнение включает стимульный материал., функционально-логическую взаимосвязь в тренинговом упражнении, таблицу ответов. Предлагаемые упражнения апробированы тренинговой психопрактикой, обуславливают повышенный интерес и мотивацию участников к групповой работе.
Областью их применения выступают интеллектуально-личностное развитие индивидов, снятие социально-психологической и нервно-психической напряженности, профилактика возникновения конфликтов, гармонизация межличностной коммуникации, сплочение коллектива, оптимизация ролевых отношений в тренинговой группе, выявление лидеров, интеллектуальная «разминка».
Интеллектуальный социально-психологический тренинг – это специальная тренировка социально и индивидуально значимых психологических феноменов, основанная на использовании методов психологического воздействия (дискуссия, групповая оценка, самооценка т.п.) в ходе совместного решения игровой творческой (интеллектуально насыщенной) задачи.
Особенностью интеллектуального социально-психологического тренинга является то, что психологом создается креативная среда, основными характеристиками которой являются: проблемность, неоднозначность, неопределенность, принятие и безоценочность.
Сталкиваясь с непривычной формой групповой работы, участники вынуждены мобилизоваться, переосмыслить происходящее, организовать конструктивное межличностное взаимодействие. Все это происходит на фоне интеллектуального насыщения тренинговой деятельности.
Работа индивида и группы в интеллектуальном социально-психологичсеком тренинге требует соблюдения ряда принципов, имеющих в отличие от традиционных специфические оттенки.
Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения состоит в том, что в тренинге активно «циркулируют» мнения, высказывания, интересы участников, а также чувства, эмоции, переживания. Реализация этого традиционного принципа создает в группе атмосферу обсуждения, безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам, не стесняясь ошибок, работать над проблемной ситуацией.
Принцип творческой позиции заключается в том, что в ходе тренинга участники осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, не известные им ранее, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, индивидуально-психологические особенности, ролевые отношения.
В отдельных случаях это может встречать достаточно сильное внутриличностное сопротивление (например, в результате осознания того, что какой-либо участник вопреки его ожиданиям не справляется с заданием или не является интеллектуальным лидером в группе).
Сталкиваясь с другим, непривычным для них способом интеллектуальной работы, отдельные участники могут проявлять недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме (вплоть до отказа от работы).
Однако творчество при разрешении игровой ситуации настолько захватывает подавляющее большинство участников, что ранее возникшие проблемные моменты, например, в общении, самовыражении, ролевых отношениях, познавательной деятельности, преодолеваются сравнительно легко, позитивные алгоритмы действий автоматизируются.
Исходя из этого принципа, задача психолога – предложить (придумать, сконструировать и организовать) такие игровые ситуации, которые давали бы возможность участникам осознать, апробировать и тренировать новые способы интеллектуального реагирования, творческого анализа окружающей действительности.
Принцип личностно-интеллектуальной активности подразумевает вовлеченность участников в групповую (игровую) деятельность. При этом активность участников носит особый характер, отличный от работы в традиционном социально-психологическом тренинге.
В интеллектуальном тренинге участники сравнительно легко вовлекаются в специально разработанные игровые действия в первую очередь в силу естественности (непринужденности) тренинговой процедуры и наличия познавательного интереса. Однако, несмотря на потенциальную привлекательность игрового материала, каждый участник должен быть готов к индивидуальной и групповой работе.
Принцип объективизации (осознания) проведения состоит в том, что в процессе тренинга поведение участников переводится с импульсивного на объективный уровень, позволяющий производить изменения в поведении. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Именно создание условий для эффективной обратной связи в тренинговой группе – важная задача психолога.
Особое значение для качественного проведения интеллектуального социально-психологического тренинга имеет аспект соблюдения общепринятых правил групповой работы:
1) не перебивать говорящего;
2) высказываться по очереди, по сути, и от своего имени;
3) не навязывать свое мнение, не критиковать и не оценивать других участников.
Организация тренинга включает в себя специальные инструкции психологу и участникам.
На фото социально-психологического тренинга с экипажами бмп на этапе подготовки к отборочным состязаниям Всеармейского конкурса "Танковый биатлон - 2015" провела флотский психолог Елена ЗАЙЦЕВА (22.02.2015 г., Владивостокский матросский клуб).
Инструкция психологу. Участникам тренинга зачитывается инструкция к упражнению, которая составлена достаточно широко и не конкретизирует действий индивидов. После этого всем участникам раздаются карточки, на которых приводятся утверждения или вопросы. В карточках допускается предоставление информации, не имеющей непосредственного отношения к решению задачи (избыточная информация). Количество карточек варьируется в зависимости от упражнения.
Участники должны самостоятельно решить интеллектуальную (проблемную) задачу, которая составлена таким образом, что формирование правильных ответов возможно только пр системном анализе всей имеющейся информации ( т.е. при активной вовлеченности в групповую работу всех участников тренинга). Подсказки не даются. Возможно уточнение количества персонажей того или иного упражнения.
Обычно тренинговая группа проходит следующие стадии работы над проблемной ситуацией:
1. Полное непонимание происходящего (когнитивный диссонанс), смятение (продолжается 3-10 мин.). Участники тренинга затрудняются сформулировать исходную ситуацию, конструктивные направления решения интеллектуальной задачи. Стимульный материал предстает как набор отдельных отрывков некоторого текста, не имеющего единого смыслового содержания.
2. Попытки решить задачу тривиальным способом: цепочка рассуждений ведется от поставленных вопросов (например, кто мечтает о лете? – сосед цветовода; кто сосед цветовода? и т.п.)
3. Выделение организационно-интеллектуального лидера (лидеров), возложивших на себя ответственность за результаты групповой деятельности.
4. Систематизация имеющейся разрозненной информации (категории «дом», «увлечения», «сад», «средство передвижения» т т.п.).
5. Поиск ответов на поставленные вопросы с учетом интеллектуальной переработки информации.
Выбор психологом того или иного упражнения определяется следующими факторами:
1) содержанием и уровнем трудности упражнения;
2) особенностями группы и ее участников;
3) особенностями тренинговой ситуации;
4) ресурсом времени, отводимым для выполнения упражнения. Обычно в программу (сеанс) интеллектуального социально-психологического тренинга необходимо включать 1-3 упражнения.
В заключительной части тренинга осуществляется анализ результатов игровой деятельности группы (в т.ч. оценка правильности и способа решения задач) отдельных игровых действий, обмен участников мнениями, опытом и эмоциями, самоанализ поведения, а также так называемый «деролинг» (выход из роли).
Инструкция участникам. В нашей истории четыре (пять, шесть и т.д., в зависимости от упражнения) персонажей. Они имеют определенное образование, работу, друзей, материальные блага (дома, транспортные средства и т.п.). семейное положение и увлечения людей разнятся, как и у нас с Вами.
Вам необходимо ознакомится с раздаваемыми карточками, на которых приводятся утверждения или вопросы (групповые задания). Разрешается оглашать и обсуждать содержимое карточек, имеющихся в распоряжении каждого участника. Показывать карточки другим участникам недопустимо.
При необходимости на отдельных листах бумаги можно делать записи. По результатам групповой работы необходимо ответить на ряд вопросов (все они начинаются словами – «Одно из заданий»). Задание будет успешно выполнено при правильном ответе на все поставленные перед Вами вопросы.
ЗАДАЧКИ из Интеллектуального тренинга
1. На рисунке изображены два дерева во дворе дома. Одно - на улице рядом с калиткой
2. На первом этаже дома нарисованы входная дверь и окно.
3. Для раскрашивания дома можно использовать следующие цвета: желтый, красный, коричневый, синий.
4. Дом имеет несколько этажей, стены которых окрашены в разные цвета.
5. На рисунке на всех этажах кроме первого изображено одинаковое количество окон.
6. У нарисованного дома помимо входной двери видно пять окон.
7. Забор выкрашен в коричневый цвет, калитка может иметь желтый или синий цвета.
8. Цвет калитки совпадает с цветом стен второго этажа нарисованного дома.
9. Цвет самого верхнего этажа дома - желтый.
10. На рисунке надо изобразить дом, забор с калиткой, три дерева, один кустарник.
11. Цвет первого этажа дома не может быть красным, второго – желтым, третьего – зеленым.
12. На рисунке количество деревьев должно совпадать с этажностью дома.
13. Вы и только Вы должны нарисовать рисунок, содержание которого указано в карточках, находящихся у других участники тренинга.
На фото интеллектуальный социально-психологический тренинг в отдалённом подразделении провела психолог Людмила ПЕТКО (февраль 2015 года).
Анализ современных подходов к работе тренинговых психотехнологий показывает, что доминирующей тенденцией является эмоциональная основа групповой деятельности, т.е. психологическое воздействие осуществляется при значимой психоэмоцианальной вовлеченности индивида в тренинговую работу.
Однако в подавляющем большинстве случаев современный человек не стремится к интенсивному эмоциональному взаимодействию с окружающими, чувственному реагированию в ходе тренинга. Соответственно проблемным моментом является «включение» (вовлечение, формирование интереса) участников в тренинговую работу.
В то же время (при всем скептическом отношении к деятельности психолога) любая групповая деятельность проходит через индивидуальное интеллектуальное осмысление происходящего. Таким образом, влияние через интеллектуальную сферу участников тренинга – перспективное направление социально-психологического воздействия.
Как дидактическая и методическая единица каждое упражнение включает стимульный материал., функционально-логическую взаимосвязь в тренинговом упражнении, таблицу ответов. Предлагаемые упражнения апробированы тренинговой психопрактикой, обуславливают повышенный интерес и мотивацию участников к групповой работе.
Областью их применения выступают интеллектуально-личностное развитие индивидов, снятие социально-психологической и нервно-психической напряженности, профилактика возникновения конфликтов, гармонизация межличностной коммуникации, сплочение коллектива, оптимизация ролевых отношений в тренинговой группе, выявление лидеров, интеллектуальная «разминка».
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Интеллектуальный социально-психологический тренинг – это специальная тренировка социально и индивидуально значимых психологических феноменов, основанная на использовании методов психологического воздействия (дискуссия, групповая оценка, самооценка т.п.) в ходе совместного решения игровой творческой (интеллектуально насыщенной) задачи.
Особенностью интеллектуального социально-психологического тренинга является то, что психологом создается креативная среда, основными характеристиками которой являются: проблемность, неоднозначность, неопределенность, принятие и безоценочность.
Сталкиваясь с непривычной формой групповой работы, участники вынуждены мобилизоваться, переосмыслить происходящее, организовать конструктивное межличностное взаимодействие. Все это происходит на фоне интеллектуального насыщения тренинговой деятельности.
Работа индивида и группы в интеллектуальном социально-психологичсеком тренинге требует соблюдения ряда принципов, имеющих в отличие от традиционных специфические оттенки.
Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения состоит в том, что в тренинге активно «циркулируют» мнения, высказывания, интересы участников, а также чувства, эмоции, переживания. Реализация этого традиционного принципа создает в группе атмосферу обсуждения, безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам, не стесняясь ошибок, работать над проблемной ситуацией.
Принцип творческой позиции заключается в том, что в ходе тренинга участники осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, не известные им ранее, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, индивидуально-психологические особенности, ролевые отношения.
В отдельных случаях это может встречать достаточно сильное внутриличностное сопротивление (например, в результате осознания того, что какой-либо участник вопреки его ожиданиям не справляется с заданием или не является интеллектуальным лидером в группе).
Сталкиваясь с другим, непривычным для них способом интеллектуальной работы, отдельные участники могут проявлять недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме (вплоть до отказа от работы).
Однако творчество при разрешении игровой ситуации настолько захватывает подавляющее большинство участников, что ранее возникшие проблемные моменты, например, в общении, самовыражении, ролевых отношениях, познавательной деятельности, преодолеваются сравнительно легко, позитивные алгоритмы действий автоматизируются.
Исходя из этого принципа, задача психолога – предложить (придумать, сконструировать и организовать) такие игровые ситуации, которые давали бы возможность участникам осознать, апробировать и тренировать новые способы интеллектуального реагирования, творческого анализа окружающей действительности.
Принцип личностно-интеллектуальной активности подразумевает вовлеченность участников в групповую (игровую) деятельность. При этом активность участников носит особый характер, отличный от работы в традиционном социально-психологическом тренинге.
В интеллектуальном тренинге участники сравнительно легко вовлекаются в специально разработанные игровые действия в первую очередь в силу естественности (непринужденности) тренинговой процедуры и наличия познавательного интереса. Однако, несмотря на потенциальную привлекательность игрового материала, каждый участник должен быть готов к индивидуальной и групповой работе.
Принцип объективизации (осознания) проведения состоит в том, что в процессе тренинга поведение участников переводится с импульсивного на объективный уровень, позволяющий производить изменения в поведении. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Именно создание условий для эффективной обратной связи в тренинговой группе – важная задача психолога.
Особое значение для качественного проведения интеллектуального социально-психологического тренинга имеет аспект соблюдения общепринятых правил групповой работы:
1) не перебивать говорящего;
2) высказываться по очереди, по сути, и от своего имени;
3) не навязывать свое мнение, не критиковать и не оценивать других участников.
Организация тренинга включает в себя специальные инструкции психологу и участникам.
На фото социально-психологического тренинга с экипажами бмп на этапе подготовки к отборочным состязаниям Всеармейского конкурса "Танковый биатлон - 2015" провела флотский психолог Елена ЗАЙЦЕВА (22.02.2015 г., Владивостокский матросский клуб).
Инструкция психологу. Участникам тренинга зачитывается инструкция к упражнению, которая составлена достаточно широко и не конкретизирует действий индивидов. После этого всем участникам раздаются карточки, на которых приводятся утверждения или вопросы. В карточках допускается предоставление информации, не имеющей непосредственного отношения к решению задачи (избыточная информация). Количество карточек варьируется в зависимости от упражнения.
Участники должны самостоятельно решить интеллектуальную (проблемную) задачу, которая составлена таким образом, что формирование правильных ответов возможно только пр системном анализе всей имеющейся информации ( т.е. при активной вовлеченности в групповую работу всех участников тренинга). Подсказки не даются. Возможно уточнение количества персонажей того или иного упражнения.
Обычно тренинговая группа проходит следующие стадии работы над проблемной ситуацией:
1. Полное непонимание происходящего (когнитивный диссонанс), смятение (продолжается 3-10 мин.). Участники тренинга затрудняются сформулировать исходную ситуацию, конструктивные направления решения интеллектуальной задачи. Стимульный материал предстает как набор отдельных отрывков некоторого текста, не имеющего единого смыслового содержания.
2. Попытки решить задачу тривиальным способом: цепочка рассуждений ведется от поставленных вопросов (например, кто мечтает о лете? – сосед цветовода; кто сосед цветовода? и т.п.)
3. Выделение организационно-интеллектуального лидера (лидеров), возложивших на себя ответственность за результаты групповой деятельности.
4. Систематизация имеющейся разрозненной информации (категории «дом», «увлечения», «сад», «средство передвижения» т т.п.).
5. Поиск ответов на поставленные вопросы с учетом интеллектуальной переработки информации.
Выбор психологом того или иного упражнения определяется следующими факторами:
1) содержанием и уровнем трудности упражнения;
2) особенностями группы и ее участников;
3) особенностями тренинговой ситуации;
4) ресурсом времени, отводимым для выполнения упражнения. Обычно в программу (сеанс) интеллектуального социально-психологического тренинга необходимо включать 1-3 упражнения.
В заключительной части тренинга осуществляется анализ результатов игровой деятельности группы (в т.ч. оценка правильности и способа решения задач) отдельных игровых действий, обмен участников мнениями, опытом и эмоциями, самоанализ поведения, а также так называемый «деролинг» (выход из роли).
Инструкция участникам. В нашей истории четыре (пять, шесть и т.д., в зависимости от упражнения) персонажей. Они имеют определенное образование, работу, друзей, материальные блага (дома, транспортные средства и т.п.). семейное положение и увлечения людей разнятся, как и у нас с Вами.
Вам необходимо ознакомится с раздаваемыми карточками, на которых приводятся утверждения или вопросы (групповые задания). Разрешается оглашать и обсуждать содержимое карточек, имеющихся в распоряжении каждого участника. Показывать карточки другим участникам недопустимо.
При необходимости на отдельных листах бумаги можно делать записи. По результатам групповой работы необходимо ответить на ряд вопросов (все они начинаются словами – «Одно из заданий»). Задание будет успешно выполнено при правильном ответе на все поставленные перед Вами вопросы.
ЗАДАЧКИ из Интеллектуального тренинга
1. На рисунке изображены два дерева во дворе дома. Одно - на улице рядом с калиткой
2. На первом этаже дома нарисованы входная дверь и окно.
3. Для раскрашивания дома можно использовать следующие цвета: желтый, красный, коричневый, синий.
4. Дом имеет несколько этажей, стены которых окрашены в разные цвета.
5. На рисунке на всех этажах кроме первого изображено одинаковое количество окон.
6. У нарисованного дома помимо входной двери видно пять окон.
7. Забор выкрашен в коричневый цвет, калитка может иметь желтый или синий цвета.
8. Цвет калитки совпадает с цветом стен второго этажа нарисованного дома.
9. Цвет самого верхнего этажа дома - желтый.
10. На рисунке надо изобразить дом, забор с калиткой, три дерева, один кустарник.
11. Цвет первого этажа дома не может быть красным, второго – желтым, третьего – зеленым.
12. На рисунке количество деревьев должно совпадать с этажностью дома.
13. Вы и только Вы должны нарисовать рисунок, содержание которого указано в карточках, находящихся у других участники тренинга.
На фото интеллектуальный социально-психологический тренинг в отдалённом подразделении провела психолог Людмила ПЕТКО (февраль 2015 года).
Шоу "Танковый биатлон". Чемпионат мира-2014. Финал, эфир от 11.10.2014
Комментариев нет:
Отправить комментарий