Психолог ФССП

Организация психологического обеспечения Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации.

В целях повышения эффективности решения служебных задач на основе достижений современной психологической науки и практики разработан приказ директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации, который утвердил Положение об организации психологического обеспечения работников Федеральной службы судебных приставов.

Об утверждении Положения об организации психологического обеспечения работников Федеральной службы судебных приставов

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 4111; 2006, № 5, ст. 527; № 8, ст. 895; 2008, № 17, ст. 1815; № 43, ст. 4921; 2009, № 6, ст. 718; № 31, ст. 3928; 2010, № 19, ст. 2300; 2011, № 18, ст. 2597; № 37, ст. 5198; № 39, ст. 5458; 2012, № 23, ст. 2992; № 35, ст. 4779; 2013, № 7, ст. 635) в целях регламентации порядка психологического обеспечения работников Федеральной службы судебных приставов п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации психологического обеспечения работников Федеральной службы судебных приставов.

2. Начальнику Управления государственной службы и кадров (Христенко В.М.) и руководителям территориальных органов ФССП России принять меры по организации психологического обеспечения работников Федеральной службы судебных приставов.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов – заместителя главного судебного пристава Российской Федерации Мулова В.Н.

Директор А.О. Парфенчиков


Приложение

УТВЕРЖДЕНО
приказом ФССП России
от_________ №_______


ПОЛОЖЕНИЕ
об организации психологического обеспечения работников
Федеральной службы судебных приставов

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет основные цели, задачи, организацию и порядок психологического обеспечения работников Федеральной службы судебных приставов (далее – психологическое обеспечение).

1.2. Психологическое обеспечение осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации (Российская газета, 1993, № 237; 2008, № 267), Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 4111; 2006, № 5, ст. 527; № 8, ст. 895; 2008, № 17, ст. 1815; № 43, ст. 4921; 2009, № 6, ст. 718; № 31, ст. 3928; 2010, № 19, ст. 2300; 2011, № 18, ст. 2597; № 37, ст. 5198; № 39, ст. 5458; 2012, № 23, ст. 2992; № 35, ст. 4779; 2013, № 7, ст. 635), Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3590; 2000, № 46, ст. 4537; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2007, № 10, ст. 1156; 2008, № 30, ст. 3588, ст. 3616; № 52, ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3631; № 48, ст. 5717; 2010, № 31, ст. 4182; 2011, № 29, ст. 4287; № 49, ст. 7067; № 50, ст. 7352; 2013, № 14, ст. 1657; № 27, ст. 3477), Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215; 2006, № 6, ст. 636; 2007, № 10, ст. 1151; № 16, ст. 1828; № 49, ст. 6070; 2008, № 13, ст. 1186; № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3597, ст. 3624; № 48, ст. 5719; № 51, ст. 6159; 2010, № 5, ст. 459; № 7, ст. 704; № 49, ст. 6413; 2011, № 1, ст. 31; № 27, ст. 3866; № 29, ст. 4295; № 48, ст. 6730; № 50, ст. 7337; 2012, № 50, ст. 6954; № 53, ст. 7620, ст. 7652; 2013, № 14, ст. 1665; № 19, ст. 2326; ст. 2329; № 23, ст. 2874; № 27, ст. 3441, ст. 3462, ст. 3477; № 43, ст. 5454; № 48, ст. 6165), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Положением.

1.3. Психологическое обеспечение включает в себя комплекс информационных, диагностических, прогностических, аналитических и коррекционных мероприятий, направленных на учет и использование психологических факторов при решении служебных задач, формирование и поддержание психологической готовности к действиям в сложных профессиональных ситуациях, психологической устойчивости, а также на восстановление адаптационных возможностей работников ФССП России.

1.4. Основной целью психологического обеспечения является повышение эффективности решения задач, стоящих перед ФССП России, на основе достижений современной психологической науки и практики.

1.5. К основным задачам психологического обеспечения относятся:
а) определение с помощью психологических методов соответствия индивидуальных психологических особенностей кандидатов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и работников Федеральной службы судебных приставов профессионально важным психологическим качествам, предъявляемым к должности;

б) развитие профессионально важных психологических качеств работников Федеральной службы судебных приставов;
в) оказание психологической помощи работникам Федеральной службы судебных приставов;
г) изучение и оптимизация внутригрупповых межличностных отношений
в подразделениях Федеральной службы судебных приставов.

1.6. Психологическое обеспечение осуществляется в соответствии с примерным перечнем психологических методик (приложение № 1).

II. Организация и порядок работы по психологическому обеспечению

2.1. Психологическое обеспечение работников ФССП России организуется Управлением государственной службы и кадров и руководителями территориальных органов ФССП России. Непосредственное осуществление психологического обеспечения проводится отделом психологического обеспечения Управления государственной службы и кадров и специалистами по психологическому обеспечению (далее – психолог) отделов государственной службы и кадров территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

2.2. Должностные обязанности и права психолога определяются типовым должностным регламентом специалиста по психологическому обеспечению.

2.3. Психологическое обеспечение проводится в отношении граждан, претендующих на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в ФССП России (далее – граждане), и работников Федеральной службы судебных приставов (далее – работники) в случаях, предусмотренных настоящим Положением.

2.4. Делопроизводство по психологическому обеспечению ведется в соответствии с ведомственными нормативными актами Федеральной службы судебных приставов, Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682, и настоящим Положением. Документация по психологическому обеспечению является документацией ограниченного доступа.

2.5. Планирование работы по психологическому обеспечению осуществляется в соответствии с планами работы ФССП России и территориальных органов ФССП России с учетом потребностей и норм времени на проведение мероприятий по психологическому обеспечению (приложение № 2).

2.6. В целях создания условий, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности, психологи при исполнении своих должностных обязанностей имеют право находиться в гражданской одежде.

2.7. Психологи включаются в состав конкурсных комиссий территориальных органов ФССП России при проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов.

III. Организация и порядок проведения личностно-
профессиональной диагностики

3.1. Личностно-профессиональная диагностика является одним из мероприятий по психологическому обеспечению, целью которого является всестороннее изучение психологических качеств граждан и работников и оценка соответствия их индивидуально-психологических качеств требованиям профессиональной деятельности.

3.2. Личностно-профессиональная диагностика проводится перед прохождением конкурса на включение граждан (работников) в кадровый резерв, а по решению директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации (далее – директор ФССП России) или руководителя территориального органа ФССП России – главного судебного пристава субъекта Российской Федерации (далее – руководитель территориального органа ФССП России) личностно-профессиональная диагностика граждан (работников) может осуществляться при решении вопросов о назначении на должность государственной гражданской службы вне конкурса в соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Кроме того, по решению директора ФССП России личностно-профессиональная диагностика может проводиться при решении вопроса о заключении срочного служебного контракта с руководителем территориального органа ФССП России.

3.3. Личностно-профессиональная диагностика включает в себя:
а) для граждан:
психологическую оценку готовности граждан к тем или иным видам профессиональной служебной деятельности на государственной гражданской службе, наличие соответствующих профессиональных интересов и склонностей;
выявление особенностей мотивации граждан к профессиональной деятельности, степени соответствия их мотивационно-потребностной сферы и установок специфике деятельности и задачам, решаемым ФССП России;
оценку индивидуально-психологических качеств, личностно-профессионального, а также управленческого потенциала граждан, необходимых для решения задач ФССП России.

б) для работников:
выявление возможных личностных и психологических особенностей и ограничений, способных повлиять на эффективность профессиональной и управленческой деятельности;
создание условий для целенаправленной психологической поддержки работников на основе полученной информации об особенностях их профессионально-личностного развития, а также содействие успешному развитию профессиональной карьеры.

3.4. Организация личностно-профессиональной диагностики граждан и работников осуществляется на основе:
добровольности участия граждан и работников в процедурах личностно-профессиональной диагностики;
этичности и корректности в использовании результатов личностно-профессиональной диагностики и полученных в результате ее проведения оценок личностно-профессиональных качеств работников и граждан;
конфиденциальности результатов личностно-профессиональной диагностики граждан и работников.

3.5. Основанием для проведения личностно-профессиональной диагностики является направление (приложение № 3) и заявление гражданина или работника
о его согласии пройти вышеуказанную процедуру (приложение № 4).

Направление на личностно-профессиональную диагностику подписывается начальником кадрового подразделения ФССП России и выдается работником кадрового подразделения:

работнику – вместе с уведомлением о проведении конкурса;
гражданину – при подаче документов для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, конкурсе на включение работников и граждан в кадровый резерв ФССП России.

При оформлении направления на личностно-профессиональную диагностику для обозначения категории диагностируемых граждан и работников, целей диагностики и других данных необходимо использовать коды целей (приложение № 5).

При прохождении личностно-профессиональной диагностики гражданами
и работниками предоставляются документы, удостоверяющие их личность (паспорт
и (или) служебное удостоверение), и их ксерокопии.

3.6. Дату, время и место проведения личностно-профессиональной диагностики гражданину и работнику сообщает психолог кадрового подразделения. В случае отказа от прохождения личностно-профессиональной диагностики гражданин или работник заполняет заявление (приложение № 4) и в произвольной форме указывает причину отказа. О данном факте психолог территориального органа информирует начальника кадрового подразделения и председателя конкурсной комиссии, а начальник отдела психологического обеспечения – начальника Управления государственной службы и кадров.

3.7. Оценка соответствия профессионально важных психологических качеств граждан и работников требованиям профессиональной деятельности проводится
посредством комплексного психологического обследования с применением специальных психологических методов.

3.8. Комплекс тестовых методик, используемых при проведении личностно-профессиональной диагностики, определяется в зависимости от должности государственной гражданской службы, на которую проводится отбор.

3.9. Психологи несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за полноту и качество психологического обследования, объективность выносимых заключений и соблюдение этических принципов (приложение № 6).

3.10. Личностно-профессиональная диагностика может проводиться
в отношении:

а) граждан, претендующих на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы;
б) работников, участвующих в конкурсе для включения в кадровый резерв;
в) работников перед заключением нового служебного контракта;

г) судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов для периодического (не реже одного раза в год) определения пригодности их индивидуально-психологических особенностей к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

3.11. Психологи, проводя личностно-профессиональную диагностику граждан и работников, определяют соответствие их индивидуальных психологических особенностей профессионально-важным качествам, определяемым спецификой профессиональной деятельности (приложение № 7).

3.12. Результаты, полученные в процессе психодиагностических мероприятий, отражаются в протоколе личностно-профессиональной диагностики (приложение № 8).

3.13. В заключении о результатах личностно-профессиональной диагностики (приложение № 9) отражаются персональные данные, включающие развернутую характеристику индивидуальных психологических качеств работника или гражданина, способных повлиять на эффективность профессиональной деятельности; информация о наиболее сильных сторонах личности и возможных ограничениях в реализации личностно-профессионального потенциала, а также выводы о его личностно-профессиональной пригодности и перспективах развития.

3.14. Заключение о результатах личностно-профессиональной диагностики оформляется в одном экземпляре и хранится у психолога. В заключении приводятся: обобщенные результаты психологического обследования (описательная часть заключения) и вывод (собственно заключение).

3.15. При написании выводов используются следующие формулировки:
а) рекомендуется в первую очередь – первая категория личностно-профессиональной пригодности Р1 (полностью соответствует требованиям, установленным для конкретной должности);

б) рекомендуется – вторая категория личностно-профессиональной пригодности Р2 (в основном соответствует требованиям, установленным для конкретной должности);

в) рекомендуется условно – третья категория личностно-профессиональной пригодности Р3 (минимально соответствует требованиям, установленным для конкретной должности, допускается к профессиональной деятельности при недостатке кандидатов);

г) не рекомендуется – четвертая категория личностно-профессиональной пригодности Р4 (не соответствует требованиям, установленным для конкретной должности).

3.16. Выводы о результатах личностно-профессиональной диагностики носят рекомендательный характер и доводятся психологом до руководителя соответствующего кадрового подразделения и членов конкурсной комиссии перед принятием конкурсной комиссией окончательного решения.

3.17. Информация, содержащаяся в заключении, относится к сведениям конфиденциального характера и должна защищаться в соответствии с требованиями к обработке персональных данных, установленными законодательством Российской Федерации, может использоваться только в служебных целях, а также не обсуждается с лицами, прошедшими личностно-профессиональную диагностику.

Прямой доступ к результатам личностно-профессиональной диагностики граждан и работников, включая развернутое заключение по ее итогам, в центральном аппарате имеют директор ФССП России и начальник Управления государственной службы и кадров, в территориальном органе ФССП России – руководитель территориального органа ФССП России и начальник кадрового подразделения.

3.18. Перемещение психологической информации отражается
в соответствующем журнале (приложение № 15).

IV. Организация и порядок психологической подготовки
работников Федеральной службы судебных приставов

4.1. Психологическая подготовка работников к решению служебных задач проводится в рамках профессиональной подготовки.

4.2. Психологическая подготовка работников заключается в комплексе мероприятий, направленных на развитие и повышение их психологической компетентности и культуры, на обучение профессионально важным навыкам и методам работы.

4.3. Основными формами психологической подготовки являются лекционные занятия, деловые и ролевые игры, групповые и индивидуальные психологические тренинги.

V. Организация и порядок социально-психологического изучения 
внутригрупповых межличностных отношений

5.1. Социально-психологическое изучение внутригрупповых межличностных отношений – комплекс мероприятий, направленных на:
а) выявление структуры внутригрупповых межличностных отношений работников;
б) определение статусно-ролевых позиций работников в коллективе;
в) оценку психологической совместимости работников в коллективе;
г) выявление деловых и эмоциональных лидеров, пользующихся авторитетом у членов коллектива;

д) изучение особенностей взаимного оценивания членов коллектива
с целью прогнозирования и предупреждения межличностных конфликтов;
е) разработку рекомендаций по оптимизации внутригрупповых межличностных отношений среди работников структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, их комплектованию с учетом психологической совместимости;
ж) выявление социально-психологических причин текучести кадров.

5.2. Решение о необходимости проведения социально-психологического изучения принимается директором ФССП России и руководителем территориального органа ФССП России.

5.3. В период подготовки к изучению межличностных отношений психологами проводится инструктаж с руководителями структурных подразделений территориального органа ФССП России, в котором планируется проведение указанного изучения. В ходе инструктажа до руководителей доводятся цели, задачи, объем, время, место и условия проведения социально-психологического изучения внутригрупповых межличностных отношений, а также порядок использования полученных результатов.

5.4. Руководители структурных подразделений территориального органа ФССП России представляют списки государственных гражданских служащих и в назначенные сроки организуют прибытие работников для участия в изучении межличностных отношений.

5.5. Для обеспечения достаточной достоверности результатов исследования социально-психологического изучения необходимо, чтобы в изучении приняло участие не менее 75% списочного состава работников структурного подразделения территориального органа ФССП России.

5.6. По результатам социально-психологического изучения составляется справка, которая подписывается психологом, проводившим данное исследование.

5.7. Содержание справки доводится до сведения руководителей соответствующих территориальных органов ФССП России, особое внимание при этом уделяется рекомендациям по оптимизации социально-психологического климата в коллективе. Справка хранится у психолога. Информация, содержащаяся в справке, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

VI. Психологическое консультирование

6.1. В рамках психологического обеспечения выделяются следующие типы ситуаций консультирования:
консультирование руководителей структурных подразделений
территориальных органов ФССП России;
консультирование работников ФССП России.

6.2. Психологическое консультирование руководителей заключается
в обсуждении вопросов адаптации, обучения, наставничества, воспитания, повышения эффективности служебной деятельности работников, формирования кадрового резерва и оптимального комплектования подразделений с учетом индивидуально-психологических особенностей работников и их психологической совместимости.

6.3. Психологическое консультирование работников направлено на оказание им психологической помощи в решении как личных, так и служебных проблем,
в том числе консультирование работников в период адаптации к условиям профессиональной деятельности на основе изучения сложившейся ситуации, а также оценки индивидуально-психологических особенностей и психологического состояния этих лиц.

6.4. До работников доводится информация о том, где и как можно получить психологическую помощь, сообщаются номера телефонов, место и время приема нуждающихся в психологическом консультировании.

6.5. Информация, получаемая при проведении психологического консультирования, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

VII. Методическое обеспечение деятельности психологов

7.1. Методическое обеспечение деятельности психологов осуществляется отделом психологического обеспечения Управления государственной службы
и кадров Федеральной службы судебных приставов.

7.2. Утверждение методических рекомендаций, методических и учебных пособий по психологическому обеспечению, аппаратно-программных средств психологического обеспечения осуществляется руководством ФССП России.

7.3. Для осуществления контроля стандартности методик, применяемых
в территориальных органах ФССП России, в отделе психологического обеспечения Управления государственной службы и кадров Федеральной службы судебных приставов формируется банк методик и аппаратно-программных средств психологического обеспечения.

VIII. Материально-техническое обеспечение

8.1. На период осуществления личностно-профессиональной диагностики кандидатов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, работников Федеральной службы судебных приставов и проведения психологического консультирования психологам в территориальном органе ФССП России выделяются отдельные служебные помещения.

8.2. Обеспечение психологов материальными средствами осуществляется
в установленном порядке.

IX. Учет и хранение документации, отчетность о деятельности психологов

9.1. Сведения, полученные психологом в процессе работы, хранятся у психолога в месте, исключающем несанкционированный доступ к ним посторонних лиц (в сейфе рабочего кабинета).

9.2. Материалы личностно-профессиональной диагностики, протоколы и заключения о результатах личностно-профессиональной диагностики граждан, участвующих в конкурсе на замещение вакантной должности или включение в кадровый резерв ФССП России и по результатам конкурса не ставших победителями, а также в случае исключения гражданина, не являющегося работником, из кадрового резерва хранятся в течение одного года со дня прохождения кандидатом конкурсной комиссии.

9.3. Материалы личностно-профессиональной диагностики, протоколы и заключения о результатах личностно-профессиональной диагностики работников хранятся весь период трудовой деятельности работника в ФССП России и в течение одного года после увольнения. Допускается хранение материалов личностно-профессиональной диагностики на электронном носителе.

9.4. Срок хранения материалов социально-психологического изучения внутригрупповых межличностных отношений (регистрационные бланки, анкеты, таблицы результатов оценивания) – 3 года. По истечении срока хранения, при отсутствии необходимости использования их в научных целях, вышеуказанные материалы уничтожаются в установленном порядке.

9.5. Журналы и дела находятся на хранении у психолога в течение 5 лет.

9.6. По истечении срока хранения архивной документации, предусмотренного нормативными правовыми актами, регламентирующими ведение делопроизводства в ФССП России, журналы уничтожаются по акту.

9.7. Отчеты о проведении мероприятий по психологическому обеспечению за истекший год предоставляются ежегодно до 01 февраля в отдел психологического обеспечения Управления государственной службы и кадров Федеральной службы судебных приставов (приложение № 10).

X. Документация по психологическому обеспечению

10.1 Психологами в территориальном органе ФССП России ведется следующая документация:
журнал регистрации направлений граждан (работников) на личностно-профессиональную диагностику (приложение № 11); журнал регистрации лиц, прошедших личностно-профессиональную диагностику (приложение № 12); журнал учета индивидуальных консультаций и психокоррекционной работы (приложение № 13); журнал учета групповой просветительской, психокоррекционной и профилактической работы (приложение № 14); журнал учета перемещения психологической информации (приложение № 15); дело планов и отчетов по организации психологического обеспечения служебной деятельности и другая документация, которая необходима для осуществления деятельности по психологическому обеспечению.

10.2. При использовании в работе компьютерных психодиагностических программ информация должна копироваться на резервный диск и иметь персональный код доступа к ней.

10.3. Вся вышеуказанная документация является отчетной и предназначена для осуществления контроля над деятельностью психологов.

Приложение № 1
к Положению об организации
психологического обеспечения

Примерный перечень психологических методик, рекомендованных для 
использования в деятельности психологов

Основные методики:
Минессотский многопрофильный личностный опросник (MMPI);
Калифорнийский личностный опросник (CPI);
Многоуровневый личностный опросник МЛО (Маклакова А.Г.);

Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16 PF);
Восьмицветовой тест М. Люшера;
АРТ – тест;

Характерологический личностный опросник (EPI) Г. Айзенка;
Личностный опросник (FPI) Г. Айзенка;
Характерологический опросник Шмишека (Леонгарда-Шмишека);

Проективный тест Сонди;
Неоконченные предложения Сакса-Сиднея;
Краткий отборочный тест Бузина (КОТ);

Методика Мюнстерберга;
Тест на определение объема памяти (зрительной, слуховой);
Методика «Оперативная память»;
Методика определения уровня общей осведомленности Р. Амтхауэра.

Дополнительные методики:
Личностный опросник агрессивности Басса – Дарки (BD);
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
Методика определения конфликтности Томаса;

Шкала депрессивности Бека (BDI);
Методика определения уровня волевого самоконтроля Эйдмана (ВСК);
Тест определения уровня субъективного контроля Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда (УСК);

«Несуществующее животное»;
«Дом-Дерево-Человек»;
«Человек под дождем»;
Тест определения уровня притязаний Хоппе.

Приложение № 2
к Положению об организации 
психологического обеспечения

Нормы времени на проведение мероприятий
по психологическому обеспечению

№ п/п. Основные виды работ, выполняемых психологами при работе с гражданами и работниками. Затраты времени (в час). Примечание - 0,25 - 15 мин, 0,5 - 30 мин, 1,0 - 60 мин, 2,0 - 2 часа, 4,0 - 4 часа, 16,0 - 16 часов.

1. Проведение группового тестирования (углубленной личностно-профессиональной диагностики) граждан и работников одним специалистом - 4,0 на одну
группу до 20 человек.

2. Компьютерная обработка результатов группового тестирования - 0,25 на одного человека.

3. Ручная обработка результатов группового тестирования - 0,5 на одного человека.

4. Изучение документации, данных тестирования, составление плана индивидуальной беседы 0,25-0,5 на одного человека.

5. Индивидуальное собеседование с гражданином (с учетом времени на проведение дополнительной диагностики) - 0,5-2,0 на одного человека.

6. Анализ итогов личностно-профессиональной диагностики, составление заключения о профессиональной пригодности и оформление необходимой документации - 0,5-1,0 на одного человека.

7. Углубленная личностно-профессиональная диагностика работников и подготовка заключения в связи с решением конкретных задач (включение в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности, выявление посттравматического стресса, динамика психоэмоционального состояния и др.) - 2,0 на одного человека.

8. Проведение экспресс-диагностики работников и написание краткой психологической справки - 0,25 на одного человека.

9. Индивидуальное психологическое консультирование работников по личным
и профессиональным психологическим вопросам - 1,0-2,0 на одного человека

10. Групповое психологическое консультирование работников по личным
и профессиональным психологическим вопросам - 1,5-2,0 на одну группу до 20 человек

11. Индивидуальное психокоррекционное занятие с работниками по личным
и профессиональным психологическим вопросам - 1,5 на одного человека

12. Подготовка к проведению индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий - 1,5 на одно занятие (90 минут).

13. Групповое психокоррекционное занятие с работниками по межличностным
и профессиональным психологическим вопросам - 1,5 на одно занятие.

14. Подготовка к проведению лекционных и практических занятий в системе служебной подготовки - 2,0 на одно занятие.

15. Изучение социально-психологического климата в отдельном подразделении и подготовка аналитической справки - 16,0 на один коллектив.


Приложение № 3
к Положению об организации 
психологического обеспечения


Направление №______
на личностно-профессиональную диагностику

Прошу провести личностно-профессиональную диагностику Иванова И.И.
для определения соответствия уровня развития его психологических качеств общим и специальным требованиям профессиональной деятельности.

Группа учета – 004.

При обследовании прошу обратить внимание на то, что Иванов И.И.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

_______________________ _____________________ ____________________
(наименование должности) (личная подпись) (расшифровка подписи)

«____»_____________20___года


Приложение № 4
к Положению об организации 
психологического обеспечения

Заявление

Я, нижеподписавшийся______________________________________________
___________________________________________________, получив предложение пройти личностно-профессиональную диагностику в процессе поступления
на государственную гражданскую службу (включения в кадровый резерв, перед заключением нового контракта), после ознакомления с тем, что:
личностно-профессиональная диагностика будет проводиться только после моего письменного согласия;
перед началом работы буду ознакомлен с процедурой диагностики;
в процессе прохождения личностно-профессиональной диагностики имею право отказаться от дальнейшего участия в данной процедуре;
прямой доступ к результатам личностно-профессиональной диагностики граждан и работников, включая развернутое заключение по ее итогам, кроме психологов, в центральном аппарате имеют директор ФССП России и начальник Управления государственной службы и кадров, в территориальном органе ФССП России – руководитель территориального органа ФССП России и начальник кадрового подразделения, сообщаю, что на прохождение диагностики _____________________________.
(выражаю согласие, не выражаю согласия)
Свое решение принимаю добровольно.

_______________ _______________
(дата) (подпись)

Приложение № 5
к Положению об организации 
психологического обеспечения

Перечень целей личностно-профессиональной диагностики
и соответствующих им кодов

Определение профессионально-важных психологических качеств. Код

к службе в должности начальника отдела – старшего судебного пристава 01
к службе в должности заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава - 02

к службе в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов - 03

к службе в должности судебного пристава-исполнителя - 04
к службе в должности специалиста по дознанию - 05
для включения в кадровый резерв - 06
перед заключением нового служебного контракта с государственным служащим - 07

Приложение № 6
к Положению об организации 
 психологического обеспечения

Этические принципы психолога

1. Правило взаимоуважения. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав, свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. В своей профессиональной деятельности психолог не должен подвергать граждан дискриминации по признаку социальной и национальной принадлежности, полу, вероисповеданию, идеологии и другим признакам.

2. Принцип ненанесения ущерба. Если деятельность психолога вступает в противоречие с этическими нормами, он должен действовать так, чтобы не причинить вреда человеку, с которым он работает.

3. Принцип отказа от психологического вмешательства. Психолог отказывается от профессионального вмешательства, если он считает, что его действия могут нанести вред.

4. Принцип научности применяемых методов. Психолог применяет методы, получившие научное признание, прошедшие апробацию в рамках современной психологической науки и не являющиеся опасными для здоровья личности.

5. Принцип взаимодействия психолога с должностным лицом, инициирующим его работу. Психолог уведомляет должностное лицо, инициирующее его работу, о пределах своей компетентности и возможностях психологической науки при решении конкретного вопроса. Психолог решает только те задачи, которые соответствуют его квалификации и реальным возможностям.

6. Принцип взаимодействия психолога с гражданином, с которым он работает. Психолог беспристрастен, то есть не проявляет личных симпатий и антипатий к личности.

7. Принцип повышения профессиональной квалификации. Психолог постоянно совершенствует свои профессиональные знания и умения, овладевает современными научными методами работы.

8. Принцип надлежащего хранения и использования полученной конфиденциальной информации:

8.1. Информация психологического содержания хранится таким образом, чтобы было исключено ее неконтролируемое распространение и использование;

8.2. Психологические сведения не обсуждаются открыто и не передаются кому-либо, за исключением случаев, оговоренных в настоящем Положении.

9. Принцип предотвращения необоснованных ожиданий. Психолог соблюдает осторожность, чтобы не вызвать у человека необоснованных ожиданий результатов психологической работы, достигнуть которых по разным причинам психолог не сможет.

10. Принцип служебной соподчиненности. Служебная соподчиненность
не влияет на конечный результат профессиональных заключений психолога.

Приложение № 7
к Положению об организации 
 психологического обеспечения

Перечень психологических качеств, требующихся от граждан, допущенных
к участию в конкурсе на замещение должностей руководителей ведущей группы должностей и специалистов в Федеральной службе судебных приставов

I. Общие требования к профессионально важным качествам, 
предъявляемые к гражданам, поступающим 
на государственную гражданскую службу в ФССП России

1.1. Достаточный уровень интеллектуального развития: точность, последовательность, логичность и активность мыслительной деятельности, способность к здравым суждениям и умозаключениям.

1.2. Психоэмоциональная устойчивость: уравновешенность, самоконтроль поведения и проявления эмоций; эмоциональная зрелость (способность отдавать себе отчет о переживаемых эмоциях и чувствах, а также управлять ими).

1.3. Способность к адаптации в профессиональной и социальной среде: сохранение работоспособности как в условиях монотонности и однообразия, так и при быстрой смене форм деятельности и воздействии разнородных внешних факторов; умение устанавливать доброжелательные отношения с коллегами по работе, согласовывать свои действия с действиями партнеров.

1.4. Зрелость личности: развитые волевые качества, настойчивость, способность брать на себя ответственность за принятые решения; уверенность в своих силах, самостоятельность, предприимчивость, инициативность, умение определять приоритеты и последовательность решения проблем; организованность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело.

1.5. Положительная социальная ориентация: сознательное следование нормам морали и нравственности (гуманность, коллективизм, порядочность, честность, принципиальность, добросовестность, трудолюбие, патриотизм и др.); осознание своего гражданского долга, отношение к служебной деятельности как к социально значимой, направленной на решение важных государственных и общественных задач.

1.6. Устойчивая мотивация к профессиональным и служебным достижениям, основанная на положительных социальных ценностях и правовых нормах.

II. Перечень профессионально важных качеств, определяемых
спецификой профессиональной деятельности по должности

2.1. Перечень профессионально важных качеств 
руководителя ведущей группы должностей

Кандидаты на руководящую должность должны обладать как общим набором психологических качеств кандидатов, поступающих на государственную службу в ФССП России, так и специальным, позволяющим эффективно управлять коллективом, таким как:

2.1.1. Высокий уровень заинтересованности в достижениях – стремление включаться в деятельность не с целью получения вознаграждения, а ради наиболее полной самореализации, удовлетворение от выполнения полезной и значимой работы.

2.1.2. Уверенность в себе – знания, основанные на опыте, способность работать в команде, брать на себя роль лидера, пользоваться помощью и поддержкой окружающих, выносить разумные суждения и принимать правильные решения, справляться с неординарными ситуациями и входить в контакт с новыми людьми.

2.1.3. Целенаправленность, упорство, настойчивость, терпение. Способность не поддаваться тревоге и разочарованию при длительном выполнении тяжелой работы, не приносящей быстрого успеха, или работы, которая может не принести результат.

2.1.4. Самостоятельность, способность к самообучению. Готовность противостоять групповому давлению, бороться за свои идеи.

2.1.5. Инициативность – способность из внутреннего побуждения совершать действия, направленные на решение проблемы; контролировать и прогнозировать их результаты; оценивать эффективность выбранной стратегии; предвидеть возможные препятствия и пути их обхода.

2.1.6. Интернальный локус контроля – склонность считать результаты своих действий и складывающиеся отношения с людьми зависимыми, прежде всего, от особенностей собственного поведения. Склонность признавать личную ответственность за происходящие события, считать, что человек является творцом собственной судьбы (отсутствие фатализма).

2.1.7. Наблюдательность, способность предвидеть проблемы, связанные с достижением поставленных целей, готовность их достигать.

2.1.8. Критическое мышление – использование в процессе принятия решений только проверенных аргументов и выводов. Склонность внимательно исследовать предположения, оценивать имеющиеся данные, не доверять необоснованным заявлениям и давлению авторитетов.

2.1.9. Способность принимать правильные, взвешенные решения. Установка на учет широкого круга факторов. Умение осуществлять поиск с целью сбора необходимой информации. Способность использовать ресурсы других людей для нахождения наилучшего варианта решения проблем и достижения поставленной цели.

2.1.10. Готовность к персональной ответственности за выполненную работу, умение заниматься организационным планированием и контролем за практической деятельностью каждого члена группы.

2.1.11. Готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели.

2.1.12. Требовательность. Чувствительность к организационным проблемам, мешающим эффективной работе коллектива. Готовность активно выступать за ограничение влияния лиц, препятствующих деятельности коллектива или отвлекающих работников от поставленных целей. Способность выбирать эффективные стратегии поведения.

2.1.13. Авторитетность, влиятельность в межличностных отношениях. Способность побуждать людей к совместной работе ради достижения цели. Умение эффективно сотрудничать с людьми.

2.1.14. Способность слушать людей и принимать во внимание то, что они говорят. Умение абстрагироваться от собственного предвзятого мнения и не только слышать сказанное, но и выделять его подтекст (распознавать невыраженные опасения, установки, приоритеты).

2.1.15. Способность замечать психологические препятствия, понимать настроение группы.

2.1.16. Умение разрешать конфликты и смягчать разногласия, доверять компетентности других людей. Способность принимать компромиссные решения и согласовывать противоречивые интересы. Терпимость к различиям во мнениях по профессиональным вопросам. Установка на сотрудничество – стремление к получению максимального позитивного эффекта за счет кооперации сторон.

2.1.17. Готовность к разумному риску, контроль за результатами своих действий. Способность к оперативному внесению корректив в свою деятельность и эффективному разрешению возникающих проблем.

2.1.18. Самообладание, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Готовность осуществлять деятельность в сложных условиях.

2.2. Перечень профессионально важных качеств 
судебного пристава-исполнителя

Деятельность судебных приставов-исполнителей включает в себя организующую, исполнительскую, контролирующую и принудительную функции. Профессия требует от работника сочетания противоположных качеств: быть требовательным и в то же время доброжелательным; строго следовать этическим и правовым нормам и уметь быстро ориентироваться в неординарных ситуациях.

К ним предъявляются следующие требования:

2.2.1. Богатый словарный запас, развитый вербальный интеллект, нешаблонное, критическое мышление, развитая интуиция.

2.2.2. Достаточно развитое умение рационально планировать свое время, склонность к разумному риску, организаторские способности.

2.2.3. Развитый самоконтроль поведения и внешних проявлений эмоций.

2.2.4. Развитая оперативная, долговременная, слуховая и зрительная память, распределение и достаточный объем внимания.

2.2.5. Развитые коммуникативные способности:
чувство такта, коммуникабельность;
умение отстаивать свою точку зрения;
способность ясно излагать свои мысли;
способность предвидеть поведение людей и его результаты;

умение распознавать эмоциональные состояния и манипулятивное поведение других людей;
умение оценить соответствие между различными элементами вербального
и невербального поведения человека (между высказываниями, позой, мимикой, жестами);
умение принимать критику, находить выход из конфликтных ситуаций.

2.2.6. Сохранение высокой работоспособности при быстрой смене форм деятельности, при воздействии разнородных внешних факторов, способность к быстрым продуктивным действиям в условиях ограниченного времени, способность переносить длительные физические нагрузки.

2.2.7. Высокая мотивация достижения, решительность, настойчивость, уверенность в своих силах.

2.3. Перечень профессионально важных качеств 
судебного пристава по обеспечению 
установленного порядка деятельности судов

В структуре деятельности судебных приставов по ОУПДС важное место занимает выполнение служебных задач в условиях риска для здоровья и жизни их самих и окружающих людей. Им должны быть присущи следующие качества:

2.3.1. Способность прогнозировать возникновение нестандартных ситуаций, постоянно анализировать и держать под контролем обстановку, понимать мотивы поведения людей, предвидеть его результаты.

2.3.2. Эмоциональная устойчивость, позволяющая сохранять необходимую эффективность деятельности в стрессовой обстановке; решительность, эмоциональная зрелость.

2.3.3. Способность предпринимать решительные действия в условиях дефицита времени; самообладание и выдержка, ответственность за принятые решения и действия.

2.3.4. Высокий уровень развития зрительной памяти на лица, предметы; хорошая концентрация, распределение и объем внимания; помехоустойчивость.

2.3.5. Самоотверженность, тщательное соблюдение социальных норм и правил поведения.

2.3.6. Физическая сила, выносливость, хорошая двигательная координация, высокая скорость реакции.

2.4. Перечень профессионально важных качеств специалиста, 
выполняющего функции дознания

Специалист, выполняющий функции дознания – должностное лицо, на которое возложено не только осуществление предварительного расследования в форме дознания, но также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, непосредственное осуществление уголовно-процессуальных полномочий. К нему предъявляются следующие требования:

2.4.1. Инициативность, настойчивость, целеустремленность, ответственность, честность, принципиальность, гуманность, самоорганизованность, дисциплинированность, требовательность, умение хранить тайну, чувство собственного достоинства.

2.4.2. Понимание целей служебной деятельности, ее специфических особенностей, умение планировать и прогнозировать развитие ситуации, принимать нестандартные решения.

2.4.3. Волевые качества: умение преодолевать трудности при достижении целей как в обычных условиях служебной деятельности, так и в экстремальных ситуациях, высокий самоконтроль, критичность мышления.

2.4.4. Коммуникативные качества: умение обеспечивать адекватный обстановке стиль общения и устанавливать контакты.

2.4.5. Хорошие организаторские способности, самостоятельность выбора способа решения.

2.4.6. Эмоциональная устойчивость: обеспечение контроля интеллекта над эмоциями в условиях эмоционального напряжения.

III. Психологические качества претендентов, способные негативно
повлиять на эффективность профессиональной деятельности

3.1. В сфере профессиональной мотивации – мотивационная незрелость или корыстные мотивы.

3.2. В нравственной сфере – склонность к обману, беспринципность, правовой нигилизм, правовой инфантилизм, алкогольная, медикаментозная или наркотическая зависимость, а также склонность к злоупотреблению алкоголем, употреблению наркотических веществ не в медицинских целях, аморальному либо асоциальному поведению.

3.3. Психологические противопоказания:
- выраженная акцентуация, дезадаптация, психические отклонения, наличие отдельных патопсихологических симптомов;
- девиантное поведение;
- нервно-психическая неустойчивость.

3.4. В познавательной сфере:
- уровень интеллекта низкий или ниже среднего;
- низкая обучаемость;
- мышление тугоподвижное, конвергентное, ригидное, трудно переключаемое, затрудненное абстрагирование;
- неразвитая аналитико-синтетическая функция.

3.5. В эмоциональной сфере:
- повышенная чувствительность, ранимость, склонность к чрезмерному «застревающему» эмоциональному реагированию;
- сниженность эмоционального фона, склонность к депрессии, высокий уровень тревожности, беспокойство, мнительность;

- эмоциональная неустойчивость, чрезмерная импульсивность, низкий самоконтроль, склонность к аффектам, неадекватные яркие эмоциональные реакции;
- потребность снимать эмоциональное напряжение алкоголем или лекарственными средствами.

3.6. В волевой сфере:
- безволие;
- отсутствие самостоятельности в принятии решений;
- отсутствие самокритичности и критичности к другим;
- неадекватная самооценка.

3.7. В сфере направленности:
- отсутствие четких жизненных ориентиров;
- асоциальная, криминальная направленность личности;
- проявление психологического инфантилизма.

3.8. В коммуникативной сфере:
- акцентуированная замкнутость;
- ярко выраженное предпочтение индивидуальной деятельности;
- затрудненное установление контактов;
- избыточная активность (пассивность) в общении;
- несоблюдение морально-нравственных норм;
- акцентуированные нетерпимость, упрямство.

3.9. В сфере речевой деятельности:
- низкий вербальный интеллект, низкий категориально-понятийный уровень;
- трудности во владении устной и письменной русской речью.

Наличие у гражданина вышеуказанных психологических качеств позволяет сделать неблагоприятный прогноз в отношении перспектив его профессионального
и личностного развития и должно учитываться при принятии решения
о его пригодности к государственной гражданской службе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий