Метод песочной психотерапии родился в кабинете внимательного лондонского педиатра Маргарет Ловенфельд и быстро был подхвачен юнгианскими аналитиками. Теоретически обосновала метод Дора Калльф, которая с 1962 года стала развивать и пропагандировать песочную терапию по всему миру. Сегодня Sand-play является полноценной психоаналитической техникой, признанной во всем мире.
ЖИЗНЬ НА ПЕСКЕ, ИЛИ ПЕСОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В ПРИЗМЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА (для конкурса в рубрику «Беседы за чашкой чая…»)
Лежал песок,
Скучал песок
Сто тысяч лет, наверно.
Он был ужасно одинок,
И это было скверно.
Не в радость были песни гроз,
Не в радость - дождь из тучек.
Скучал в жару,
Скучал в мороз -
Весь мир песку был скучен...
И так ещё сто тысяч лет
Хранил бы он унынье,
Но был доставлен к нам чуть свет,
И не скучает, вовсе нет,
В песочнице отныне.
(В. Бредихин)
30 лет назад во дворе военного пограничного городка играла девочка. Она строила из песка туннели и дома, огородики и площади, мосты и замки. Жителями этих песочных селений были Змейка, Микки Маус, Кенгуру и их друзья.
Быстро летело время за этой увлекательной игрой создания сказочных миров. Так быстро, что девочка оглянулась и обнаружила, что находится уже не во дворе, а в уютном кабинете и играет не в большой песочнице, а в другой, поменьше и с голубыми бортами, а вместе с ней играют в этой песочнице ещё другие люди и их дети.
Так много лет назад я начала своё путешествие по пескам к внутреннему миру человека. Вначале это были поиски личного уединения и новых эмоциональных впечатлений, сейчас это профессиональный интерес в области психологической помощи людям разных возрастов через техники песочной терапии.
Серьёзное увлечение песочной терапией началось в 2002 году с покупкой книги Ленор Штейнхард «Юнгианская песочная психотерапия». Несколько позже я создала свою первую клиентскую песочную композицию на семинаре у сказотерапевта из Санкт-Петербурга Д. Б. Кудзилова.
Тогда, в 2006 году эта композиция прояснила для меня многие моменты: как простить обиды, куда и каким способом «идти» дальше, как я могу использовать свои ресурсы. Законно возник вывод: если это сработало и улучшило моё качество жизни, значит, возможно, это поможет и многим другим людям.
Не буду вдаваться в исторические и теоретические аспекты возникновения и становления песочной терапии. Отмечу, что за этим стоит основатель юнгианского направления в психоанализе Карл-Густав Юнг, который поддержал свою коллегу швейцарского психоаналитика Дору Кальфф в развитии этого метода.
Так почему же я остановилась в песочной терапии именно на интегративном подходе? Наш клиент постсоветского пространства готов решать проблемные моменты своей жизни и готов улучшать качество своей жизни, но, к сожалению, не готов заниматься психотерапией годами, как предполагает глубинный аналитический юнгианский подход.
В решении этой организационной проблемы: как совместить качество работы и сроки психологической помощи, помогает интегративный подход, который даёт возможность психологу ориентируясь на клиента, использовать все свои навыки в тех специализациях, которыми он владеет.
Мои искания и пробы о возможностях интеграции песочной терапии подтвердили Barbara Labovitz Boik и Anna Goodwin в книге «Sand-play therapy: a step-by-step manual for psychotherapists of diverse orientation» (“Norton & Company”, 2000) [1], говоря о том, что песочная терапия «serves as an adjunct therapy, making sandplay available for use by therapists of various orientations». [2]
Также поиски научности возможностей интеграции песочной терапии с другими направлениями практической психологии я нашла в трудах доктора психологических наук, профессора Козлова В. В., который пишет, что «…будущее науки о человеке – в интегративной психотерапии.
Она учитывает не только духовные измерения человеческого существования, но и соизмерена обыденностью человеческого существования и инструментально адаптирована к его проблемам жизни в обществе».
Эти мэтры современной психологической науки и практики подтвердили мой выбор в использовании интегративного подхода, расширяющего возможности психолога, психотерапевта и других специалистов помогающих профессий.
Как исследователь, испытав многие психотехнологии на себе, поняла, что интегрировать песочную терапию можно со многими технологиями, где в основе которых лежит аналитическая психология (активное воображение, теория архетипов, коллективного бессознательного, принципов самоактуализации, индивидуации) или психоанализ (теория бессознательного, Ид, Эго, Супер-эго, работа со сновидениями).
Песочная терапия в терапевтическом, психокоррекционном режиме меняет самоосознание клиента с позиции «жертвы» на позицию «creator», даёт возможность прочувствовать себя «создателем» своей жизни через активацию внутриличностных ресурсов.
«Практические методы социально-психологической работы с использованием интегративного подхода включают в себя широкий спектр психологических техник, общим для которых является использование личностного и социального ресурсного потенциала…» - пишет профессор Владимир Козлов.
Песочная терапия, из моего опыта работы в интеграции, продуктивно сочетается со многими психотехнологиями, такими как символдрама, арт-терапия, гештальт-терапия, сказкотерапия, нарративная психотерапия и мн. др., а также высокопродуктивна в интеграции с педагогическими и логопедическими, дефектологическими технологиями;
работает с любым клиентом;
может применяться в краткосрочном режиме (15-20 сессий);
экологична для психики;
даёт простор для диагностики;
возможна для применения как начинающему специалисту, так и продвинутому; позволяет проработать эмоциональные проблемы и психосоматику, провести профориентацию и поразмышлять о планах на будущее;
проиграть модели поведения с детьми, родителями и другими значимыми лицами, помочь при посттравматических стрессовых расстройствах, потерях и кризисах, способствует разрешению глубоких внутриличностных конфликтов.
«Интегративный подход традиционен для отечественной науки, и свое высшее проявление он находит в методологическом принципе целостности», а мои песочные странствия и жизнь на песке ещё продолжаются.
Время от времени моя внутренняя маленькая девочка с радостью принимается играть в песке, а я, не останавливаясь, ищу новые приёмы работы с клиентом, продолжаю улучшать профессиональные качества для лучшего понимания современного человека в мире психологической науки и практики.
Шевелёва Елена Витальевна
1. «Песочная терапия: руководство «шаг-за-шагом» для психотерапевтов различных направлений» (перевод Шевелёвой Е. В.)
2. «Сопровождает как дополнение к терапии, делая песочную терапию полезной для использования терапевтами различных направлений» (перевод Шевелёвой Е. В.)
3. http://www.nrpsy.ru
ЖИЗНЬ НА ПЕСКЕ, ИЛИ ПЕСОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В ПРИЗМЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА (для конкурса в рубрику «Беседы за чашкой чая…»)
Лежал песок,
Скучал песок
Сто тысяч лет, наверно.
Он был ужасно одинок,
И это было скверно.
Не в радость были песни гроз,
Не в радость - дождь из тучек.
Скучал в жару,
Скучал в мороз -
Весь мир песку был скучен...
И так ещё сто тысяч лет
Хранил бы он унынье,
Но был доставлен к нам чуть свет,
И не скучает, вовсе нет,
В песочнице отныне.
(В. Бредихин)
30 лет назад во дворе военного пограничного городка играла девочка. Она строила из песка туннели и дома, огородики и площади, мосты и замки. Жителями этих песочных селений были Змейка, Микки Маус, Кенгуру и их друзья.
Быстро летело время за этой увлекательной игрой создания сказочных миров. Так быстро, что девочка оглянулась и обнаружила, что находится уже не во дворе, а в уютном кабинете и играет не в большой песочнице, а в другой, поменьше и с голубыми бортами, а вместе с ней играют в этой песочнице ещё другие люди и их дети.
Так много лет назад я начала своё путешествие по пескам к внутреннему миру человека. Вначале это были поиски личного уединения и новых эмоциональных впечатлений, сейчас это профессиональный интерес в области психологической помощи людям разных возрастов через техники песочной терапии.
Серьёзное увлечение песочной терапией началось в 2002 году с покупкой книги Ленор Штейнхард «Юнгианская песочная психотерапия». Несколько позже я создала свою первую клиентскую песочную композицию на семинаре у сказотерапевта из Санкт-Петербурга Д. Б. Кудзилова.
Тогда, в 2006 году эта композиция прояснила для меня многие моменты: как простить обиды, куда и каким способом «идти» дальше, как я могу использовать свои ресурсы. Законно возник вывод: если это сработало и улучшило моё качество жизни, значит, возможно, это поможет и многим другим людям.
Не буду вдаваться в исторические и теоретические аспекты возникновения и становления песочной терапии. Отмечу, что за этим стоит основатель юнгианского направления в психоанализе Карл-Густав Юнг, который поддержал свою коллегу швейцарского психоаналитика Дору Кальфф в развитии этого метода.
Так почему же я остановилась в песочной терапии именно на интегративном подходе? Наш клиент постсоветского пространства готов решать проблемные моменты своей жизни и готов улучшать качество своей жизни, но, к сожалению, не готов заниматься психотерапией годами, как предполагает глубинный аналитический юнгианский подход.
В решении этой организационной проблемы: как совместить качество работы и сроки психологической помощи, помогает интегративный подход, который даёт возможность психологу ориентируясь на клиента, использовать все свои навыки в тех специализациях, которыми он владеет.
Мои искания и пробы о возможностях интеграции песочной терапии подтвердили Barbara Labovitz Boik и Anna Goodwin в книге «Sand-play therapy: a step-by-step manual for psychotherapists of diverse orientation» (“Norton & Company”, 2000) [1], говоря о том, что песочная терапия «serves as an adjunct therapy, making sandplay available for use by therapists of various orientations». [2]
Также поиски научности возможностей интеграции песочной терапии с другими направлениями практической психологии я нашла в трудах доктора психологических наук, профессора Козлова В. В., который пишет, что «…будущее науки о человеке – в интегративной психотерапии.
Она учитывает не только духовные измерения человеческого существования, но и соизмерена обыденностью человеческого существования и инструментально адаптирована к его проблемам жизни в обществе».
Эти мэтры современной психологической науки и практики подтвердили мой выбор в использовании интегративного подхода, расширяющего возможности психолога, психотерапевта и других специалистов помогающих профессий.
Как исследователь, испытав многие психотехнологии на себе, поняла, что интегрировать песочную терапию можно со многими технологиями, где в основе которых лежит аналитическая психология (активное воображение, теория архетипов, коллективного бессознательного, принципов самоактуализации, индивидуации) или психоанализ (теория бессознательного, Ид, Эго, Супер-эго, работа со сновидениями).
Песочная терапия в терапевтическом, психокоррекционном режиме меняет самоосознание клиента с позиции «жертвы» на позицию «creator», даёт возможность прочувствовать себя «создателем» своей жизни через активацию внутриличностных ресурсов.
«Практические методы социально-психологической работы с использованием интегративного подхода включают в себя широкий спектр психологических техник, общим для которых является использование личностного и социального ресурсного потенциала…» - пишет профессор Владимир Козлов.
Песочная терапия, из моего опыта работы в интеграции, продуктивно сочетается со многими психотехнологиями, такими как символдрама, арт-терапия, гештальт-терапия, сказкотерапия, нарративная психотерапия и мн. др., а также высокопродуктивна в интеграции с педагогическими и логопедическими, дефектологическими технологиями;
работает с любым клиентом;
может применяться в краткосрочном режиме (15-20 сессий);
экологична для психики;
даёт простор для диагностики;
возможна для применения как начинающему специалисту, так и продвинутому; позволяет проработать эмоциональные проблемы и психосоматику, провести профориентацию и поразмышлять о планах на будущее;
проиграть модели поведения с детьми, родителями и другими значимыми лицами, помочь при посттравматических стрессовых расстройствах, потерях и кризисах, способствует разрешению глубоких внутриличностных конфликтов.
«Интегративный подход традиционен для отечественной науки, и свое высшее проявление он находит в методологическом принципе целостности», а мои песочные странствия и жизнь на песке ещё продолжаются.
Время от времени моя внутренняя маленькая девочка с радостью принимается играть в песке, а я, не останавливаясь, ищу новые приёмы работы с клиентом, продолжаю улучшать профессиональные качества для лучшего понимания современного человека в мире психологической науки и практики.
Шевелёва Елена Витальевна
1. «Песочная терапия: руководство «шаг-за-шагом» для психотерапевтов различных направлений» (перевод Шевелёвой Е. В.)
2. «Сопровождает как дополнение к терапии, делая песочную терапию полезной для использования терапевтами различных направлений» (перевод Шевелёвой Е. В.)
3. http://www.nrpsy.ru
Шевелёва Елена Витальевна, педагог-психолог 1 категории, практический психолог. Действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги (PPL, г. Москва), Ассоциации психологов РК, Педагогического клуба «Первое сентября» (г. Москва) и Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдрамы (МООСРС, г. Москва).
Прошла стажировку у Dr.med. WolfgangLoesch в Институте психосоматики и психотерапии (г. Потсдам, Германия). Специалист в области песочной психотерапии (Sand-play therapy), кататимно-имагинативной психотерапии (символдрама), имагинативной телесно-ориентированной психотерапии (IKP), возрастной и педагогической психологии.
Заведующая Психолого-медико-педагогической службы частной школы-лицея при Университете (г. Алматы). Ведущая авторского обучающего семинара-практикума: «Теория и практика Интегративной песочной терапии», психологической группы встреч для родителей «Два мира», обучающей тренинг-группы «Лаборатория Пси-Мастерства» (для психологов, педагогов, логопедов, дефектологов), группы для подростков «Путь к себе или Разговор о главном».
Ассоциация психологов Республики Казахстан
Shelen777@mail.ru
http://www.b17.ru/vashpsyholog/
http://www.facebook.com/Psypraktika!
Комментариев нет:
Отправить комментарий