суббота, 18 июля 2015 г.

Изотерапия как альтернатива социометрическому исследованию.

Создание коллажей на основе рисуночных изображений прекрасная интегрированная техника изотерапии, соединяющая рисунок и коллаж. Использование таких техник в работе психолога дает возможность получить значимую для коррекции группы информацию, что станет основополагающей точкой для формирования стратегии помощи.

Предлагаю вашему вниманию отрывок из книги Виктории Назаревич «Техники изотерапии в работе психолога». Техника арт-коллаж «Компания»
Целью техники арт-коллаж «Компания» создание психологического портрета группы каждым участником в виде арт-коллажа.

Материалы необходимые для работы:

1. Листочки бумаги по количеству участников в группе + 3 размером 10 Х15 для создания портретов участников группы. Изначально размер листочков ограничивает возможность поместить всех членов группы на общем листе размером А4, что требует от клиента определённой стратегии по размещению всех на общем коллаже.


2. Персональный лист каждому участнику для создания общего коллажа формата А4.
3. Качественные фломастеры или восковые карандаши для рисования. Ограничений по цвету нет, что тоже выступает диагностическим компонентом при анализе завершённой работы.
4. Клей или двухсторонний скотч и ножницы для фиксации портретов на общем листе .


Инструкция по реализации техники.

Создание арт-коллажа «Компания» удобная форма социометрической диагностики психолога при работе с коллективом. Каждый участник создает свой арт-коллаж группы. На отдельных листочках бумаги рисуем упрощённое или комическое изображения всех членов группы (семья, класс, рабочий коллектив и др.), вырезает их и размещает на отдельном общем большом листе бумаги формата А4.


Все изображения фиксируются на листе с помощью двухстороннего скотча или клея. Данная техника выступает как альтернативная форма анализа отношений, как методом социометрического анализа статуса в коллективе. Так лидеры, как правило, размещаются в центре листа бумаги. Люди с проблемами в адаптации, не помещаются на листе или сильно прикрываются изображениями других участников группы.


Психолог получает много информации по портретному представлению участников и по месту расположения на общем листе. Важной частью анализа выступает анализ возможного соседства, что указывает на приоритетный выбор данного участника по отношению к другим членам группы. 


Что важно заметить при работе с арт-коллажем «Компания»:

- люди, которые изображены самыми большими (признак значимости и важности для коллектива данной персоны);

- люди, которые не изображены в коллаже, но в реальности участвуют в жизни коллектива (признак игнорирования персоны или вытеснения с коллективного пространства);


- кто изображен с детализацией, а кто символично;
- анализ цветового исполнения портрета;

- отрезания изображений определённых участников группы;
- сравнения работ всей группы.


- анализ портрета каждого из участников можно проводить по рисуночной методике «Автопортрет».

Вопросы для анализа техники:

1. Как создавались портреты?
2. Чей портрет создать было тяжело и чей легко?
3. Какой портрет понравился больше всего, а чей портрет не удался?
4. Кого хотелось бы изменить или перерисовать почему?

5. Какие коллажи участников группы похожи и чем?
6. Что дало группе выполнения такой техники?
7. Что узнали нового друг про друга?
8. Какие выводы можно сделать?

Реализация такой техники выступает психологическим срезом отношений в коллективе, и раскрывает тайные, внутренние связи. Актуализировать важные и нужные механизмы взаимоотношений для формирования команды для продуктивной общей деятельности. Важно обсудить проблемные вопросы для профилактики латентных конфликтов в группе.


Арт - методика «Автопортрет»

В структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д.) и эмоциональный (самоотношение, самооценка и т. д.). 

Иногда эти составляющие рассматривают как собственно самосознание и самоотношение, интегрируя их в рамках Я-кон-цепции, адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации человека к социальному окружению.

В то же время важнейший вопрос о том, как человек формирует то или иное представление о себе, на основе каких эталонов, суждений, умозаключений, образов, при всей громадной значимости и большом интересе к нему остается все еще малоизученной проблемой.

Для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности служит тест «Автопортрет».

Инструкция: нарисуйте самого себя в полный рост. Элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете, трактуются следующим образом.

Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром. Скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки — физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.


И еще простые советы от арт – терапевта

1. Устал — рисуй цветы.
2. Злой — рисуй линии.
3. Болит — лепи.
4. Скучно — заполни листок бумаги разными цветами.

5. Грустно — рисуй радугу.
6. Страшно — плети макраме или делай аппликации из тканей.
7. Ощущаешь тревогу — сделай куклу-мотанку.
8. При возмущении — рвите бумагу на мелкие кусочки.

9. Чувствуешь беспокойство — складывай оригами.
10. Хочешь расслабиться — рисуй узоры.
11. Важно вспомнить — рисуй лабиринты.
12. Ощущаешь неудовольствие — сделай копию картины.


http://www.liveinternet.ru/users/nazarevich/post222665586/


Фото от Людмилы ПЕТКО

Комментариев нет:

Отправить комментарий