понедельник, 23 мая 2016 г.

Интегративная танцевально— двигательная терапия. Техника "Магнит".


Упражнение интегративной танцевальной— двигательной терапии.

Техника "Магнит". Направление - контактная импровизация.

Контактная импровизация — это направление, возникшее в начале 1970-х гг. в США. 

Его основателем стал танцовщик пост-модерна Стиво Пэкстон. 

В основу направления была положена идея, что для танца необходимы два человека. 

Это не бальные танцы, хотя там и содержатся некоторые элементы всего этого. 


Контактная импровизация - это форма танца, позволяющая двум (или нескольким) партнерам вести спонтанный телесный диалог на невербальном уровне играя с силами гравитации, инерции, используя друг друга в качестве опоры, находя в прикосновении почву для импровизации, вдохновение для творчества.

При этом тела танцующих подготавливаются, настраиваются таким образом, чтобы, сохраняя необходимую безопасность, дать себе возможность проявить максимальную свободу и раскрепощенность, открывая себя для эмоционально насыщенного взаимодействия, проявляя естественную красоту индивидуальности.


Взаимодействие в контакте дает «некий» диалог, но не от головы, а от всего тела в целом.

ПРАВИЛА УПРАЖНЕНИЯ.

1. Размещаете ладонь напротив первой зоны — плечо.
Ладонь должна находится от плеча на расстоянии одной ладони. 

Задача партнера это расстояние сохранять между вашей ладонью и своим плечом. 

Вы двигаете рукой в разные стороны, а партнер двигает плечом за вашей рукой. 

Двигается ни как «Буратино», а как полноценный человек.


Основная задача - это подстроится под ритм партнера, вступить с ним в рапорт та, чтоб обоим было комфортно выполнять действия. 

Работайте сначала медленно, затем ускоряйте темп и креативте, удивляйте, но в рамках разумного, чтоб не довести друг друга до когнитивного диссонанса. 


Не забывайте — надо не стоять как связанная мумия, а красиво двигаться, чтоб получился танец.


2. Вторая зона — живот и солнечное сплетение. Принцип работы тот же.

3. Третья зона — голова. Принцип работы тот же.

Упражнение позволяет хорошо расслабиться и снять ненужное напряжение, по той причине, что сбрасывается не нужный контроль и раскрепощаются эмоции. 

Запоминайте ощущения, которые вы получаете во время проведения техники.

Отслеживайте где и какой области было интереснее всего работать, а где наоборот сложнее и неудобно.


РЕФЛЕКСИЯ УПРАЖНЕНИЯ.

Вопросы для анализа.

1.Какая зона была для меня самой комфортной при выполнении упражнения, где мне двигалось и танцевалось с партнером лучше всего.

2. Какая зона вызывала напряжение и скованность.

РАССМОТРИМ ЗОНЫ.

1. Плечи — зона ответственности (я должен.... я обязан....)

Основной вопрос — Что вы можете сказать о своей ответственности по тому, как вы двигались в рамках этой зоны? 

Были ли вы гибким или же выполняли действия как робот?


2. Живот и солнечное сплетение — зона эмоций (ощущения, чувства).

Основной вопрос — Насколько вы были раскрепощены в формате собственных эмоций при выполнении данного упражнения?

3. Голова — зона контроля.

Основной вопрос — Насколько вы готовы ослабить свой контроль, чтобы полностью отпустить ситуацию и получить удовольствие от импровизации?


За 40 лет своего существования контактная импровизация как направление работы развилась в международную сеть со своими преподавателями, организацией воркшопов, фестивалей и подготовкой практиков; 

это одно из направлений танца, которое оказало большое влияние на язык современного танца и другие практики движения и, в том числе, на танцевально-двигательную терапию.

Некоторые принципы контактной импровизации.


1. ДВИЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ЗА СМЕЩЕНИЕМ ТОЧКИ КОНТАКТА между телами партнеров. Преобладают движения, связанные с прикосновениями двух тел, поиском взаимных пространственных траекторий при взаимодействии с весом тела партнера. 


Танец направляется ощущениями партнеров, их намерением сохранить или не сохранять физический контакт и продолжать поиск взаимной опоры.

2. ЧУВСТВОВАНИЕ КОЖЕЙ. 

Почти постоянный физический контакт между партнерами направлен на использование всей поверхности тела для поддержки собственного веса и веса партнера.

3. ПЕРЕТЕКАНИЕ. 

Внимание направлено на сегментацию тела и движение одновременно в нескольких направлениях. В процессе движения последовательно включаются части тела в сочетании с их посылом в нескольких различных направлениях. 

Постоянное смещение веса на соседние сегменты расширяет возможности импровизации и смягчает падения и перекаты. 

Сегментация тела и множественность направлений создают эффект суставчатости движения. 

В отличие от традиционных техник танца модерн, где также используются подобные приемы, но акцент делается на одном направлении или простой противофазе, в контактной импровизации часто используется свободный поток инерции вне жесткого контроля.


4. ОЩУЩЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ИЗНУТРИ. 

Ключевое значение имеет ориентация и внимание на внутреннем пространстве тела. 

Вторичное внимание концентрируется на форме тела в пространстве. 

Контактные импровизаторы большую часть времени проводят, концентрируя внимание внутри тела с целью восприятия тончайших изменений веса и обеспечения безопасности себя и партнера. 

Мастера, для которых восприятие гравитации стало частью их натуры, могут чаще, чем начинающие, сознательно проецировать свое тело в пространство. 

В то же время, даже в сольной импровизации «контактер» часто сохраняет внутренний центр внимания и поглощенность движением.

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СФЕРИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА (360 градусов). 

Работают трехмерные траектории в пространстве, спиральные, искривленные округлые линии тела. 

Эти траектории тесно связаны с физическими задачами поднятия веса и падений с минимальным усилием. 

Подъем по дуге требует меньше мышечных усилий, а падение по дуге уменьшает удар.


6. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ИНЕРЦИЕЙ, ВЕСОМ И ПОТОКОМ ДВИЖЕНИЯ.  

В танце используется свободный, набирающий силу поток движения в сочетании с попеременным активным и пассивным использованием веса. 

Контактные импровизаторы часто подчеркивают важность непрерывности движения, когда заранее не известно, куда оно может привести их. 

Они могут активно тянуть, толкать или поднимать партнера, следуя порыву энергии, или пассивно позволять инерции увлекать их.

7. ПОДРАЗУМЕВАЕМОЕ ПРИСУТСТВИЕ ЗРИТЕЛЕЙ. 

Подчеркивается сознательная неформальность презентации в форме практики или джема, Приближенность к аудитории, сидящей обычно в кругу, без формально обозначенной сцены. 

Особенно в ранние годы танец контактной импровизации происходил, когда зрители только входили в зал, так что начало представления было неопределенным. 

В контактном джеме или выступлении чаще всего отсутствует специальный сценический свет, декорации, мизансцены, костюмы.


8. ТАНЦОР — ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК. 

Танцоры, как правило, избегают движений, четко идентифицируемых с традиционными техниками танца, и не делают различий между повседневными движениями и танцевальными; принимают повседневное или естественное положения вещей. 

Они поправляют одежду, смеются, кашляют, причесываются, если это необходимо, прямо на сцене, как правило, не смотрят при этом на зрителей.

9. ПОЗВОЛИТЬ ТАНЦУ СЛУЧИТЬСЯ. 

Используются хореографические структуры, организованные в последовательность дуэтов, иногда трио или больших групп и почти непрерывное физическое взаимодействие танцоров. 

Такие элементы хореографии как организация пространства, выбор темы движения, использование драматических жестов очень редко используются намеренно. 

Но хореографические формы все же возникают из динамики смены участников и неизбежно возникающих настроений и состояний в процессе импровизации.


10. КАЖДЫЙ ОДИНАКОВО ВАЖЕН. 

Отсутствуют внешние знаки различия между танцорами, такие как порядок выхода, продолжительность танца, костюм. 

Качество движения в контактной импровизации усиливает этот эффект.

В контексте терапии принципы и техники контактной импровизации используются для работы с весом (как одной из категорий Лабан-анализа и выражением определенной совокупности личностных характеристик — уверенности, заземленности и т. д.) и как один из способов исследования коммуникации. 

Важно понимать, что они именно используются, адаптируясь к психологическим и терапевтическим требованиям. 

Дальше мы приводим несколько техник контактной импровизации, используемых нами на тренингах.

Источник - В.В.Козлов, А.Е.Гиршон, Н.И.Веремеенко. Интегративная танцевально-двигательная терапия. М., 2005. 

Фото - Отчет о Третьей Международной научно-практической конференции «Психология телесности: теоретические и практические исследования».

Материал к публикации подготовила Людмила ПЕТКО.



Комментариев нет:

Отправить комментарий