пятница, 10 июня 2016 г.

Александр КАРАЯНИ. «Военная психология» в 2 частях. Учебник и практикум для ВУЗов. Презентация. ВУ МО РФ. 8.06.2016 г.

Доктор психологических наук, профессор Военного университета Минобороны России Александр Григорьевич КАРАЯНИ  представил широкой аудитории новый учебник по "Военной психологии".


8 июня 2016 года в Военном университете Министерства обороны Российской Федерации состоялась презентация учебника заведующего кафедрой психологии, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора психологических наук, профессора А.Г. КАРАЯНИ «Военная психология» в двух частях, вышедшего в конце мая 2016 года в издательстве «Юрайт».

В аннотации к учебнику отмечается, что «учебник является уникальным собранием военно-психологического опыта выдающихся воителей Древности и новейших достижений мировой военной психологии.


Лейтмотив учебника – формирование эффективного бойца, обладающего по существу сверхчеловеческими способностями видения и понимания боя, мобилизации глубинных ресурсов своего тела и психики, эффективного использования энергетики боевого стресса, создания собственного «психологического бронежилета». В учебнике раскрываются секреты боевой сплоченности и необоримости воинского коллектива, эффективности боевого руководства.


По обширности обсуждаемой проблематики учебник не имеет аналогов в России и за рубежом. В нем раскрыты психологическая природа войны и боя, психологическая модель боевых действий, психологические пружины боевого поведения воинов.

Достоинством учебника является гармоничное сочетание теоретического материала, живых примеров, действенных технологий психологической подготовки, поддержки. Учебник в полной мере отвечает требованиям ФГОС ВО».


В презентации учебника приняли участие представители Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, МЧС России. Среди участников конференции – представители 20 высших учебных заведений, психологи воинских частей, курсанты, магистранты и адъюнкты.

Целями презентации являлось :
Во-первых, информирование широкой общественности о выходе учебника.
Во-вторых, ознакомление заинтересованных лиц с особенностями и достоинствами учебника.
В-третьих, как можно более быстрое включение учебника в учебный процесс вузов и в практическую деятельность специалистов-психологов.


План презентации предусматривал:
1. Приветственное слово от имени руководства Военного университета
2. Просмотр видеоролика об учебнике
3. Доклад-презентацию автора учебника
4. Вступления участников презентации
5. Ответы автора на вопросы аудитории
6. Фотографирование участников


Аннотация фотографий:
1. Презентацию открыла заместитель начальника Военного университета по учебной и научной работе доктор филологических наук, профессор, генерал-майор Князева Елена Георгиевна.
2. Участники презентации просмотрели рекламный видеоролик о книге, подготовленный издательством «Юрайт».

3. С коротким докладом-презентацией выступил автор учебника А.Г. Караяни
4. Участников презентации заинтересовала информация об учебнике
5. Аудитория живо реагировала на выступления участников
6. Выступление рецензента учебника - заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора психологических наук, профессора КАНДЫБОВИЧА Сергея Львовича.
7. Слово взял исполнительный директор Общества психологов силовых структур кандидат психологических наук, доцент НОСОВ Алексей Владимирович.


Выступая с докладом, автор отметил следующее:

"Выбор даты презентации связан с тем, что слушатели и курсанты выпускных курсов завершают обучение в Военном университете и уже через несколько дней направятся в отпуска, а затем к новым местам службы. Хотелось бы, чтобы они имели возможность увезти с собой как можно больше учебно-методических материалов.

Обращаясь к презентации учебника «Военная психология» хотелось бы отметить, что мое авторство весьма условно, потому что я считаю, что учебник является продуктом труда многих людей. Прежде всего моих учителей, присутствующих здесь профессора УТЛИКА Эрнста Платоновича и профессора КОРЧЕМНОГО Петра Антоновича, которые много лет назад довернули мое сознание в сторону военной психологии, сделав ее смыслом моей жизни.

В учебнике просматривается вклад моих коллег и товарищей, выступавших соавторами в различных проектах: ЗИНЧЕНКО Юрия Петровича, КАНДЫБОВИЧА Сергея Львовича, СЫРОМЯТНИКОВА Игоря Васильевича, КАРАЯНИ Юлии Михайловны, а также таких известных специалистов в области военной психологии, как КРУК Владимир Михайлович, МАРЬИН Михаил Иванович, ФЕДОТОВ Андрей Юрьевич и многих других. В дискуссиях с ними вызревали основные идеи и положения учебника.

Трудно переоценить вклад в разработку учебника сотрудников кафедры психологии, которые давали мне время и надежду. Спасибо вам всем! Спасибо издательству «Юрайт» за то, что предложили мне участвовать в таком интересном проекте".


Говоря об особенностях учебника необходимо отметить, что его содержание выросло из запросов ведущих вузов страны, которые были проанализированы издательством и сформулированы в виде перечня дидактических единиц и компетенций, подлежащих отработке. Таким образом содержание учебника отвечает рабочим программам учебных дисциплин многих вузов, начиная с Военного университета и заканчивая МГУ. Издательством также определена архитектоника учебника, сочетающая в себе изложение теоретических положений и системы практикумов.

На самом деле в течение прошлого года мне пришлось разрабатывать не один учебник, а два учебника и три учебных пособия.

По приказу МО РФ мы, в соавторстве с И.В. Сыромятниковым, разработали учебник «Военная психология: учебник для специалистов психологической работы ВС РФ», который по своему содержанию может быть определен как учебник по военно-психологической работе. Кроме этого в соавторстве с П.А. Корчемным было разработано учебное пособие «Психологическая подготовка боевых действий», в соавторстве с Ю.П. Зинченко и Ю.М. Караяни – пособие «Противодействие информационно-психологическим акциям противника в современной войне», и вместе с Ю.М. Караяни - пособие «Психологическая помощь военнослужащим в боевой обстановке».

Говорю об этом потому, что издательство «Юрайт» установило норму оригинальности материала – не менее 85%. Это потребовало большой работы по разведению разрабатываемых изданий в тематическом, структурном, стилистическом плане. В результате, например, учебники, имеющие примерно равные объемы, существенно различаются тематически. И, конечно же, в идеале нужно было объединить все эти учебники в единый, но по-видимому, это дело будущего.


Что же отличает презентуемый учебник?

1. В структурном отношении он состоит из 5 разделов и 22 глав, в которых отражены все важнейшие элементы, атрибутивные для изданий такого жанра - историко-психологические, теоретико-методологические, аналитические, прикладные и практические аспекты военной психологии.

Впервые, в учебнике с психологических позиций рассмотрены такие явления как война, психологические эффекты современных средств вооруженной борьбы, характерных для 4-G войн, психологические аспекты избегания плена, сохранения боеспособности в плену и организация побега, влияния качества сна на боеспособность военнослужащих, возможности использования выдающихся особенностей животных как психологического ресурса участников боевых действий, новейшие методы и средства психологической подготовки военнослужащих и информационно-психологического противоборства, пути оптимизации профессионального психологического отбора и др.


2. В содержательном плане учебник интегрирует последние достижения мировой военно-психологической мысли. При его разработке были критически проанализированы и учтены самые свежие идеи и исследования, содержащиеся в учебниках, научных статьях, боевых документах армий США, Великобритании, Канады, Израиля, Китая.

Пожалуй, впервые в отечественной военной психологии вышел учебник, в котором ссылки адресованы не к материалам зарубежных публикаций 20-30-летней давности, а который обращается к достижениям мировой военно-психологической науке и практике по существу в режиме реального времени.

В книге интегрированы данные научных исследований, исторические примеры, свидетельства участников боевых действий, литературно-художественное отражение психологической природы войны и боя.

Красной нитью через все содержание учебника проходит мысль о том, что военная психология – не плод изощренного и образованного ума группы военных ученых, а результат почти трехтысячелетнего развития военно-психологических идей в рамках военно-психологического искусства величайших полководцев всех времен и народов, их закалки в горниле мировых и локальных войн.

Исторический обзор пути военной психологии осуществлен преимущественно не по персоналиям, а по основным направлениям приложения военной психологии к боевой практике. Этот обзор охватывает анализ первых попыток использовать «психологический фактор» в баталиях доисторических времен, когда дерущиеся дикари пытались устрашить друг друга устрашающей боевой раскраской и гортанными криками, и самых современных и перспективных (цифровых, виртуальных и других) технологий психологической подготовки и сопровождения войн нового поколения, в том числе гибридных войн.

В работе показано как развивалась теория и практика психологического отбора, психологической помощи, информационно-психологического противоборства.
Важным пунктом учебника является отчетливое обоснование того, что у истоков мировой военной психологии стоят русские военные ученые. Именно в России в ходе русско-японской войны впервые в истории выстраивалась система психолого-психиатрической реабилитации участников боевых действий, профессионального психологического отбора военнослужащих.

После войны впервые в мире создано военно-психологическое сообщество в виде Отдела военной психологии в обществе ревнителей военных знаний, написан первый устав этого сообщества, проведено первое масштабное военно-психологическое исследование, защищена первая диссертация по военной психологии. Именно в нашей стране появились первые люди, называющие себя военными психологами.


3. В методологическом отношении особенностью учебника является то, что он выполнен на единой базе системно-ресурсного похода к анализу боевой деятельности, при котором ее субъектом выступает не отдельно взятый военнослужащий, а система «военнослужащий-среда-деятельность». А психологические возможности данного субъекта эффективно решать боевые задачи определенного типа (класса) рассматриваются в качестве целевого психологического ресурса участника боевых действий.

Центральной целью военной психологии в учебнике определяется подготовка эффективного воина, воина способного успешно решать боевые задачи, сохраняя при этом свою жизнь и здоровье. А важнейшей миссий командиров и военных психологов считается оснащение воина психологическим ресурсом эффективного бойца.

Для достижения этой цели в учебнике представлены психотехнологии психологического отбора, психологической подготовки, помощи, реабилитации, редаптации. Безусловно, данный учебник нельзя считать каким-то результирующим этапом моей профессиональной жизни или апофеозом развития военной психологии даже на текущем его этапе.

Скорее это начальный момент, импульс для появления других, интересных, самобытных военно-психологических работ. И чем их будет больше, тем богаче будет военная психология.
Я готов к любым формам сотрудничества со всеми, кому судьба военной психологии не безразлична.

Аннотация фотографий:
8. Подавляющее большинство участников стали обладателями желанной книги.
9. Подавляющее большинство участников стали обладателями желанной книги.
10. В презентации приняли участие психологи воинских частей и соединений.
11. Преподаватели военных вузов стали обладателями учебника
12. Автор с Учителем – доктором психологических наук, профессором Утликом Эрнстом Платоновичем.



А.Г.КАРАЯНИ. Военная психология в 2 ч. Часть 1. Содержание. ФОТО
А.Г.КАРАЯНИ. Военная психология в 2 ч. Часть 2. Содержание. ФОТО

Комментариев нет:

Отправить комментарий