четверг, 2 октября 2014 г.

Тренинговая система профилактики наркомании у военнослужащих

Финалист Всеармейского конкурса специалистов-психологической работы 2013 года в Североморске, начальник группы психологической работы 4 ком. ВВС и ПВО Людмила ПЕТКО представила на сборах психологов Южного военного округа 17 сентября с.г. в Ростове-на-Дону  тренинговую систему профилактики наркомании у военнослужащих. 


ТЕМА: «Тренинговая система профилактики наркомании у военнослужащих».

Учебная цель: ознакомить с основными проявлениями наркомании и системой работы должностных лиц по выявлению и устранению причин, способствующих злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в войсках.


Задачи: 1. Ознакомить специалистов психологической работы формированию у военнослужащих умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию;

2. Ознакомить специалистов психологической работы раннему выявлению и диагностике предрасположенности к наркомании;

3. Ознакомить специалистов психологической работы психокоррекции и психореабилитации военнослужащих, снижению численности «групп риска» потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Место проведения: Дом офицеров.
Материально-техническое обеспечение: видеопроектор, слайды, бумага формата А4, карандаши, ватман, маркер.


Любое зло легче предупредить, чем потом с ним бороться. Вот почему профилактическую работу следует считать главным направлением в борьбе с проявлениями наркомании. Она должна вестись систематически, с полным охватом всех воинов с учетом их индивидуальных особенностей.

По данным Министерства здравоохранения ЮФО по состоянию на 1 июля 2014 года в Южном Федеральном округе зарегистрировано 72265 больных с диагнозом наркомания. По данным сайта Госнаркоконтроля за 2013 год в России официально зарегистрировано 400 тысяч человек регулярно употребляющих наркотики, но реально их около 6 миллионов, причем 1 миллион из них – подростки. 


За последние 10 лет количество потребителей наркотиков увеличилось в 9 раз. Около 20 миллионов населения страны, в том числе 5 миллионов школьников, хотя бы один раз пробовали наркотик. 60 процентов употребляющих наркотики – в возрасте 18 – 30 лет, почти 20 процентов – школьники.

По данным сайта Министерства Обороны 10 лет назад злоупотребление алкоголем было более характерно для военнослужащих по контракту, а употребление наркотиков в подавляющем большинстве характерно для военнослужащих по призыву, то в последние годы увеличивается доля лиц склонных к употреблению наркотиков среди военнослужащих по контракту.


Употребляющие наркотические средства, не могут бдительно нести службу, так как их внимание и память ослаблены, они не в состоянии сосредоточиться, быстро устают, с трудом переносят даже незначительные физические и психические нагрузки. У них нарушена координация движений, они не способны выполнять работу, требующую высокой точности (например, прицеливание). 

Мышление у употребляющих наркотики, изменено, они несвоевременно реагируют на обстановку и выполняют команды, а следовательно в экстремальных ситуациях ставят под угрозу не только свою жизнь, но и жизнь своих товарищей. У наркоманов ослаблена воля, они не способны заставить себя действовать в сложных, тяжелых условиях


Основными социально-экономическими пpичинами пьянства и наpкомании считаются:
1. Неблагопpиятные условия жизни, вызывающие потpебность в снятии психологической напpяженности, уходя от pеальной действительности, от бытовых пpоблем, непpиятностей, невзгод;

2. Желание испытать чувство эйфоpии, расслабиться;
3. Отсутствие культуpы пpоведения досуга, слабая матеpиальная база;
4. Увеличение объема пpоизводства и пpодажи синтетических наркотиков.

Практическая часть. Трениговая система.

СЛОВА НА БУКВЫ ИМЕНИ

Цель: При помощи слов, начинающихся с букв имени, участников просят рассказать о спонтанных ассоциациях по теме "Наркомания и наркотики", "Курение и здоровье", "Алкоголизм".

Каждый участник пишет на листе бумаги свое имя по вертикали и на каждую букву имени записывает понятия по данной теме, которые ему приходят в голову.
На примере имени ВАДИК: Вред, Апатия, Депрессия, Иллюзия, Кокаин.
КАТЯ: Кара, Атрофия, Тление, Яд.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Цель: определение уровня знаний и основного направления интересов участников группы. Спонтанно собранная информация служит основой для более глубокой содержательной работы и дискуссий.

Материал: карточки и ручки, большая доска, на которую можно прикрепить листки кнопками, кнопки или большой лист ватмана и клей.
Временные рамки: 20-30 минут.

Каждый член группы получает от трех до шести карточек (в зависимости от количества человек в группе). На каждой карточке записывается понятие, которое спонтанно ассоциируется, например, с темой "Наркомания и наркотики". Карточки раскладываются так, чтобы всем было видно, и зачитываются вслух. 

Теперь понятия надо сгруппировать по темам и по возможности подобрать понятие, характеризующее всю группу (например, "виды зависимостей", "причины зависимости", "последствия", "возможности помощи", "чувства", "способ приобретения", "места, где потребляют наркотики" и т, д.). Затем карточки прикрепляют к доске или на бумагу. Результат используется как основа для дальнейших дискуссий.

Вариант проведения: Возможен также вариант, когда понятия, называемые участниками, записываются на доске. Каждый участник группы выбирает несколько понятий, которые ему особенно понравились. Либо участники выбирают понятия, затрагивающие их лично, чтобы обратиться к своим собственным качествам, которые могут привести к зависимости, и, возможно, рассказать об этом группе.

МЕШОК НАРКОМАНА

Цель: сенсибилизация восприятия органами чувств.
Материал: мешок или пакет, платки для завязывания глаз, различные предметы: солнечные очки, пивная бутылка, скакалка, тряпка, шприц, перчатки, телефон, коробка конфет, украшение, сигареты, упаковка таблеток, плюшевый зверек, шляпа и многое другое. Временные рамки: 10 минут.

Участники с завязанными глазами вынимают из мешка один или несколько предметов. Те, у кого завязаны глаза, должны ощупать предметы. В конце они должны рассказать о своих ассоциациях: какое отношение этот предмет может иметь к наркомании. При этом глаза также остаются закрытыми, чтобы не отвлекаться.

Вариант проведения: Участники выбирают по одному предмету из мешка. Затем образуются малые группы по 2-3 человека. С имеющимся реквизитом в малой группе надо создать ролевую игру по данной теме.

ДЕРЕВО РАДОСТЕЙ И ПЕЧАЛЕЙ

Цель: побуждение участников обратиться к таким чувствам как радость и печаль.
Материал: рулон бумаги, карандаши, цветная бумага (светлая и темная), клеящие карандаши. Временные рамки: 60 минут.

Группа делится на несколько маленьких групп (максимально по 3). Каждая группа получает большой лист бумаги, на котором нарисовано большое дерево с голыми ветвями. Каждый член группы наклеивает на голые ветки "плоды" из цветной бумаги, на которых надо записать переживание или событие, которое вызвало либо радость, либо печаль.

Светлая бумага предназначена для радостей, темная - для печалей. Затем результат работы группы вывешивается так, чтобы всем было хорошо видно, и представляется. Теперь "Дерево радостей и печалей" служит основой для дискуссии. 

При этом можно подумать над следующими вопросами:
- Как я могу выразить свои чувства?
- Как я переживаю эти чувства?
- Как я веду себя в ситуациях, которые вызывают радость или печаль?
- Могу ли я рассказать кому-либо о своих чувствах?

УПРАЖНЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА НАРКОЗАВИСИМОСТИ

"ЧУВСТВА"
Цель: анализирование чувств, осознание насколько мы лично вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости другого человека. Вспомните ситуацию и чувства, когда вам приходилось общаться с человеком, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении. Разбейтесь по парам и расскажите друг другу об этих чувствах. В кругу опишите чувства, которые испытали, когда вспоминали, рассказывали и слушали.

"МАРИОНЕТКА"
Цель: ассоциация отношений "наркотик - наркоман".
Возможность испытать состояние, когда сам зависишь или зависят от тебя.
Разбейтесь на тройки: "марионетка" и 2 "кукловода". Разыграйте маленькую сценку, в которой "кукловоды" управляют движениями "марионетки". По очереди подгруппы показывают свои сценки. Анализ чувств.

"ПОРТРЕТ НАРКОМАНА"
Цель: переживание и прочувствование ситуации зависимого. Нарисуйте портрет наркомана (не обязательно изображение человека). Выставка и обсуждение рисунков.

«ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК»
Цель: углубление знаний друг о друге.
Нарисуйте «я — реальное», «я - идеальное», «я - глазами других людей».

"ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЙ К СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Цель: формулирование личных проблем, оценка выборов своей деятельности.
1. Укажите 3 вещи, которые вам бы хотелось делать чаще в вашей жизни.
2. Укажите 3 вещи, которые вам бы хотелось перестать делать.
3. Объясните, почему не делаете первые 3 и делаете последние 3.

"КОМПЛИМЕНТ"
Цель: умение видеть сильные стороны у любого, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, что необходимо для приятного и продуктивного общения.
Скажите комплимент соседу слева. Поблагодарите своего партнера.

Комментариев нет:

Отправить комментарий