воскресенье, 28 сентября 2014 г.

Апельсиновый тренинг. Приятного Вам аппетита!

Людмила ПЕТКО - финалист Всеармейского конкурса психологов ВС РФ 2013 года в Североморске разместила в известной социальной сети фотографии "Апельсинового тренинга" Анны ШУВАЕВОЙ на сборе психологов Южного военного округа, что и сподвигло меня на данную публикацию. 

Михаил КИПНИС «Апельсиновый тренинг". 
От автора.

"АПЕЛЬСИНОВЫЙ ТРЕНИНГ"?! Хм-мм-м… Почему апельсиновый?

А какие ассоциации со словом "апельсин" возникают у Вас, читатель?

Предлагаю Вам такой эксперимент: прежде, чем перевернуть страницу, запишите ниже, на пустых строчках то, как вы сами ответили бы на этот вопрос?

ИТАК, "АПЕЛЬСИНОВЫЙ" – ЭТО:
1)…………………………………………………..
2)…………………………………………………..
3)…………………………………………………..
4)……………………………………………………
5)……………………………………………………
6)……………………………………………………
7)……………………………………………………
8)...............................................................................
9)...............................................................................
10)………………………………………………….

Теперь можно перевернуть страничку и сравнить ваши ассоциации с теми, которые возникли у меня.


"АПЕЛЬСИНОВЫЙ" ДЛЯ МЕНЯ – ЭТО:


1) " Экзотический... Нестандартный... " Ведь там, где прошло моё детство, апельсины появлялись на несколько месяцев, а затем исчезали до следующего года!

2) "Праздничный". С запахом апельсина связана встреча Нового года, подарки, радость школьных каникул.

3) "Нескучный". (Смотри первый + второй пункты!). А тренинг ведь и должен быть нескучным, праздничным, нестандартным… Верно?!

4) Оранжевый – цвет энтузиазма… "Активный", "будоражащий", "энергичный". Именно так я воспринимаю оранжевый цвет апельсиновой кожуры. Яркое пятно праздника на прилавке буден! Хороший тренинг – это энергичный тренинг. Это активность и "экшн".

5) Цвет апельсина – это сочетание красного и желтого цветов. Имя фрукта тоже произошло из объединения двух понятий "Яблоко" и "Китай": апельсин – "китайское яблоко".

Сочетание элементов - синергия, в результате которой из отдельных смыслов, характеристик, взглядов, умений, подходов, навыков… возникает что-то новое, – не это ли мы ищем в тренинге?!

6) По структуре апельсин напоминает тренинговую группу. 

В целом фрукт – это теснота и совокупность его долек.  

Каждая по-своему хороша и вкусна, но только все вместе – это АПЕЛЬСИН.

7) Апельсин – фрукт, освежающий и "витальный" (т.е. "жизненный, имеющий отношение к жизни") - недаром он считается кладовой такого важного в нашей жизни витамина С.

8) И ещё о вкусе… Вы ели когда-то чрезмерно сладкий апельсин? Я – нет!

Поэтому и апельсиновый вкус (кисло-сладкий, лёгкий, не приторный) так "подходит", на мой взгляд, для тренинга. Можно ли насладиться "слащавой атмосферой" в группе?! 

Бр-ррр!

9) Упругость... Хороший спелый свежий апельсин – жив и упруг, как теннисный мячик.

Его хочется помять. 

Потискать, ощущая сопротивление кожуры и запах выделившегося эфирного масла. 

Им можно бросить, как снежком, в приятеля, можно передать по кругу, ощущая свежесть и сочную наполненность формы

10) Кто-то сказал, что "оранжевый цвет на кухне возбуждает аппетит"…

Мы не на кухне, но без аппетита, без желания тренинг – не тренинг, а одно мучение!

Так что приступим к работе и… приятного Вам аппетита!!!


На фото "Апельсиновый тренинг" от Анны ШУВАЕВОЙ на сборах психологов Южного военного округа.

Сперва, по доброй традиции, несколько "ледоколов", "энерджайзеров" - упражнений-игр, которые позволят быстро и эффективно встряхнуть группу, развлечь или же наоборот - настроить её на рабочий лад, сконцентрировать внимание на групповой задаче. 

Однажды один из участников тренинга назвал такие задания "аперитивом" – по аналогии с напитком, возбуждающим аппетит.

"ЦВЕТНЫЕ ИМПРОВИЗАЦИИ"

Это упражнение-игра замечательно "размораживает" группу, развивает творческое мышление, даёт простор фантазии, "провоцирует" улыбки и просто хорошее расположение духа.

Проводить её можно в кругу, переходя от участника к участнику по часовой стрелке, а можно дать волю спонтанности и творческому хаосу: пусть тот, у кого созрела идея, представит её вне зависимости от очередности!

Задание: "сыграть" оранжевый цвет любым способом, в любом жанре, не повторяя идеи товарищей по группе! 

Попробовав провести в группе эту игру, вы будете приятно поражены многообразием идей.

Я видел, как цвет танцевали, пели его, свистели, показывали через гримасу, через парное общение, через "живую скульптуру", с помощью пантомимы...

" АЛЕКСЕЙ, АПЕЛЬСИН, АМСТЕРДАМ "

Незамысловатая и весёлая игра-знакомство, позволяющая создать легкую атмосферу, без труда выучить имена, развить ассоциативное творческое мышление.

Каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой: первое слово – его имя, второе – блюдо (желательно – которое он любит!), заключительное слово – название города.

Закавыка в том, что все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее!

"РЫБА ПЛЫВЁТ-ПЛЫВЕТ"

Это упражнение и на групповое взаимодействие, и на координацию, и на чувство ритма, и на внимание, и... отличная "разогревающая" игра! Группа сидит в кругу.

Текст, который будет передаваться по кругу, не сложен: "Одна (две, три...) рыбы, два (четыре, шесть...) глаза, один (два, три, четыре...) хвост, плывет-плывёт (эта часть должна повторяться столько раз, сколько рыб "находятся в игре". 

То есть, если плывут три рыбы, то "плывёт-плывёт" будет произноситься трижды - по очереди тремя людьми, если плывут 5 рыб, то и "плывет-плывет" будут говорить по очереди пять человек...)".

Игра происходит от ведущего по часовой стрелке. 

Ведущий начинает (и вся группа делает те же движения в одном с ним ритме!!! 

Текст подключается к единому ритму и движениям, которые сопровождают всю игру от начала до конца).

- Ведущий: (удар руками по коленкам, хлопок в ладоши, щелчок пальцами двух рук) 
Одна рыба...

1-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Два глаза...

2-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Один хвост...

3-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Плывет-плывет!

4 -й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Две рыбы...

5-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Четыре глаза...

6-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Да хвоста...

7-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Плывет-плывет...

8-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Плывет-плывет!


-9-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Три рыбы...

И так далее!

"УПРАЖНЕНИЯ-КЛЮЧИ"

1) "АРТЁМ-АРТИСТИЧНЫЙ..."

Ещё одна игра на знакомство, предоставляющая игрокам возможность сделать комплимент себе, любимому

Задание не сложно – называя своё имя (по кругу), каждый присоединяет к нему эпитет – прилагательное, начинающееся с буквы имени...

Попробуем?! 

Артём – артистичный, Гена – героический, Михаил – мужественный, Ирина – интеллигентная, Татьяна – творческая, Лена – любящая, Павел – последовательный, Юля - ?...Света?...

После этого упражнения очень кстати может быть разговор о том, как мы себя воспринимаем? 

От чего зависит наша самооценка? 

Легко ли нам делать комплименты другим и... себе?

2) "ЧЕТЫРЕ ЭМОЦИИ".


Ресурсы: У каждого участника тренинга – ручка/карандаш и рабочий бланк.

Доска/флип-чарт, маркеры. 

Ход упражнения:

Каждый участник получает РАБОЧИЙ БЛАНК:
СЕРДИТЫЙ, ВОЗМУЩЕННЫЙ, ГНЕВНЫЙ, РАЗДРАЖЕННЫЙ
СЧАСТЛИВЫЙ, ЭНЕРГИЧНЫЙ, РАДОСТНЫЙ, УДОВЛЕТВОРЕННЫЙ
ИСПУГАННЫЙ, ОБЕСПОКОЕННЫЙ, ВСТРЕВОЖЕННЫЙ, ВОЗБУЖДЕННЫЙ
ГРУСТНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, ОДИНОКИЙ, ПОДАВЛЕННЫЙ, ОПУСТОШЕННЫЙ

Задание – индивидуальная работа участников с рабочим бланком в течение 10 минут.

- Вспомните прошедший день/неделю/месяц... 

Что происходило с Вами в этот период? 

Какие важные события? 

Какой эмоциональный настрой преобладал, иными словами - попытаться определить, в каком из "окон" они находились чаще, в каком - реже? 

В чем причина? 

Как они чувствуют себя в этом секторе? 

Что нужно, чтобы переместиться в другой, более эффективный/приятный/желаемый?

Тренер во время самостоятельной работы группы готовит на доске (можно повесить заранее приготовленный) такой же рисунок с четырьмя секторами. 

Он поможет наглядно увидеть ход обсуждения итогов задания в общем кругу. 

После окончания индивидуальной работы приглашаем желающих поделиться своими мыслями по поводу полученных результатов.

Это упражнение прекрасно выводит нас на разговор о стереотипном поведении, типичных эмоциях, о темпераменте, о текущих проблемах/перспективах/задачах... 

При работе в технике психодрамы таким способом можно определять протогонистов для психодраматической сессии.


3) "ТЫ ВЫГЛЯДИШЬ СЕЙЧАС..."

Ещё одно упражнение - ключ, развивающее эмпатию, "приглашающее" самораскрытие, саморефлексию в ответ на полученную "обратную связь" от партнера.

Группа разбивается на пары. 

В паре каждый из участников вначале получает время на оценку собеседника: обращает внимание на его особенности: внешний вид, поза, язык тела, жестикуляция, мимика...

Затем каждый из собеседников сообщает партнеру своё представление о его внутреннем психо-физическом состоянии.

"На мой взгляд, ты выглядишь сейчас, как человек, который чувствует себя не совсем в своей тарелке..."; 

"Я думаю, что у тебя был нелёгкий день. Ты выглядишь уставшим"; 

"Судя по твоей открытой и добродушной улыбке, тебе нравится то, что происходит на тренинге..."; 

"Я думаю, что тебе непросто сосредоточиться на задании, которое мы получили... 

Ты кажешься озабоченным, может быть, тебя беспокоит какая-то проблема?"; 

"Мне приятно видеть перед собой оптимистичного и заряженного энергией человека. 

Это поднимает и моё настроение, приглашает к сотрудничеству, общению..."

Важно заранее настроить группу на то, что в оценке партнера не может быть никакой критики, снисходительности, панибратства... 

Каждому предоставляется возможность попробовать высказать в интеллигентной и ненавязчивой форме свои ОЧЕНЬ СУБЪЕКТИВНЫЕ предположения о состоянии партнера.

На следующем этапе - просим отреагировать на предположения собеседника: согласиться или опровергнуть его мнение, поблагодарить за участие, удивиться проницательности... 

После прохождения всего цикла "предположение-ответ" партнеры в паре меняются ролями.

Это задание помогает тренеру начать разговор о невербальной коммуникации и о том, как мы можем "читать эмоции", понимать физическое состояние партнера, быть "эмпатичными" в общении. 

Это хорошая разминка перед тренировкой навыков приёма и передачи невербальных средств общения, кинеситической и проксемической информации, поступающей от собеседника...

Кипнис М. Апельсиновый тренинг PDF. Скачать бесплатно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий