Людмила ПЕТКО - финалист Всеармейского конкурса психологов ВС РФ 2013 года в Североморске разместила в известной социальной сети фотографии "Апельсинового тренинга" Анны ШУВАЕВОЙ на сборе психологов Южного военного округа, что и сподвигло меня на данную публикацию.
Михаил КИПНИС «Апельсиновый тренинг". От автора.
"АПЕЛЬСИНОВЫЙ ТРЕНИНГ"?! Хм-мм-м… Почему апельсиновый?
Михаил КИПНИС «Апельсиновый тренинг". От автора.
"АПЕЛЬСИНОВЫЙ ТРЕНИНГ"?! Хм-мм-м… Почему апельсиновый?
А какие ассоциации со словом "апельсин" возникают у Вас, читатель?
Предлагаю Вам такой эксперимент: прежде, чем перевернуть страницу, запишите ниже, на пустых строчках то, как вы сами ответили бы на этот вопрос?
ИТАК, "АПЕЛЬСИНОВЫЙ" – ЭТО:
1)…………………………………………………..
2)…………………………………………………..
3)…………………………………………………..
4)……………………………………………………
5)……………………………………………………
6)……………………………………………………
7)……………………………………………………
8)...............................................................................
9)...............................................................................
10)………………………………………………….
Теперь можно перевернуть страничку и сравнить ваши ассоциации с теми, которые возникли у меня.
1) " Экзотический... Нестандартный... " Ведь там, где прошло моё детство, апельсины появлялись на несколько месяцев, а затем исчезали до следующего года!
2) "Праздничный". С запахом апельсина связана встреча Нового года, подарки, радость школьных каникул.
3) "Нескучный". (Смотри первый + второй пункты!). А тренинг ведь и должен быть нескучным, праздничным, нестандартным… Верно?!
4) Оранжевый – цвет энтузиазма… "Активный", "будоражащий", "энергичный". Именно так я воспринимаю оранжевый цвет апельсиновой кожуры. Яркое пятно праздника на прилавке буден! Хороший тренинг – это энергичный тренинг. Это активность и "экшн".
5) Цвет апельсина – это сочетание красного и желтого цветов. Имя фрукта тоже произошло из объединения двух понятий "Яблоко" и "Китай": апельсин – "китайское яблоко".
Сочетание элементов - синергия, в результате которой из отдельных смыслов, характеристик, взглядов, умений, подходов, навыков… возникает что-то новое, – не это ли мы ищем в тренинге?!
6) По структуре апельсин напоминает тренинговую группу.
6) По структуре апельсин напоминает тренинговую группу.
В целом фрукт – это теснота и совокупность его долек.
Каждая по-своему хороша и вкусна, но только все вместе – это АПЕЛЬСИН.
7) Апельсин – фрукт, освежающий и "витальный" (т.е. "жизненный, имеющий отношение к жизни") - недаром он считается кладовой такого важного в нашей жизни витамина С.
8) И ещё о вкусе… Вы ели когда-то чрезмерно сладкий апельсин? Я – нет!
7) Апельсин – фрукт, освежающий и "витальный" (т.е. "жизненный, имеющий отношение к жизни") - недаром он считается кладовой такого важного в нашей жизни витамина С.
8) И ещё о вкусе… Вы ели когда-то чрезмерно сладкий апельсин? Я – нет!
Поэтому и апельсиновый вкус (кисло-сладкий, лёгкий, не приторный) так "подходит", на мой взгляд, для тренинга. Можно ли насладиться "слащавой атмосферой" в группе?!
Бр-ррр!
9) Упругость... Хороший спелый свежий апельсин – жив и упруг, как теннисный мячик.
9) Упругость... Хороший спелый свежий апельсин – жив и упруг, как теннисный мячик.
Его хочется помять.
Потискать, ощущая сопротивление кожуры и запах выделившегося эфирного масла.
Им можно бросить, как снежком, в приятеля, можно передать по кругу, ощущая свежесть и сочную наполненность формы
10) Кто-то сказал, что "оранжевый цвет на кухне возбуждает аппетит"…
10) Кто-то сказал, что "оранжевый цвет на кухне возбуждает аппетит"…
Мы не на кухне, но без аппетита, без желания тренинг – не тренинг, а одно мучение!
Так что приступим к работе и… приятного Вам аппетита!!!
На фото "Апельсиновый тренинг" от Анны ШУВАЕВОЙ на сборах психологов Южного военного округа.
Сперва, по доброй традиции, несколько "ледоколов", "энерджайзеров" - упражнений-игр, которые позволят быстро и эффективно встряхнуть группу, развлечь или же наоборот - настроить её на рабочий лад, сконцентрировать внимание на групповой задаче.
Однажды один из участников тренинга назвал такие задания "аперитивом" – по аналогии с напитком, возбуждающим аппетит.
"ЦВЕТНЫЕ ИМПРОВИЗАЦИИ"
Это упражнение-игра замечательно "размораживает" группу, развивает творческое мышление, даёт простор фантазии, "провоцирует" улыбки и просто хорошее расположение духа.
Проводить её можно в кругу, переходя от участника к участнику по часовой стрелке, а можно дать волю спонтанности и творческому хаосу: пусть тот, у кого созрела идея, представит её вне зависимости от очередности!
Задание: "сыграть" оранжевый цвет любым способом, в любом жанре, не повторяя идеи товарищей по группе!
"ЦВЕТНЫЕ ИМПРОВИЗАЦИИ"
Это упражнение-игра замечательно "размораживает" группу, развивает творческое мышление, даёт простор фантазии, "провоцирует" улыбки и просто хорошее расположение духа.
Проводить её можно в кругу, переходя от участника к участнику по часовой стрелке, а можно дать волю спонтанности и творческому хаосу: пусть тот, у кого созрела идея, представит её вне зависимости от очередности!
Задание: "сыграть" оранжевый цвет любым способом, в любом жанре, не повторяя идеи товарищей по группе!
Попробовав провести в группе эту игру, вы будете приятно поражены многообразием идей.
Я видел, как цвет танцевали, пели его, свистели, показывали через гримасу, через парное общение, через "живую скульптуру", с помощью пантомимы...
" АЛЕКСЕЙ, АПЕЛЬСИН, АМСТЕРДАМ "
Незамысловатая и весёлая игра-знакомство, позволяющая создать легкую атмосферу, без труда выучить имена, развить ассоциативное творческое мышление.
Каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой: первое слово – его имя, второе – блюдо (желательно – которое он любит!), заключительное слово – название города.
Закавыка в том, что все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее!
"РЫБА ПЛЫВЁТ-ПЛЫВЕТ"
Это упражнение и на групповое взаимодействие, и на координацию, и на чувство ритма, и на внимание, и... отличная "разогревающая" игра! Группа сидит в кругу.
Текст, который будет передаваться по кругу, не сложен: "Одна (две, три...) рыбы, два (четыре, шесть...) глаза, один (два, три, четыре...) хвост, плывет-плывёт (эта часть должна повторяться столько раз, сколько рыб "находятся в игре".
" АЛЕКСЕЙ, АПЕЛЬСИН, АМСТЕРДАМ "
Незамысловатая и весёлая игра-знакомство, позволяющая создать легкую атмосферу, без труда выучить имена, развить ассоциативное творческое мышление.
Каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой: первое слово – его имя, второе – блюдо (желательно – которое он любит!), заключительное слово – название города.
Закавыка в том, что все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее!
"РЫБА ПЛЫВЁТ-ПЛЫВЕТ"
Это упражнение и на групповое взаимодействие, и на координацию, и на чувство ритма, и на внимание, и... отличная "разогревающая" игра! Группа сидит в кругу.
Текст, который будет передаваться по кругу, не сложен: "Одна (две, три...) рыбы, два (четыре, шесть...) глаза, один (два, три, четыре...) хвост, плывет-плывёт (эта часть должна повторяться столько раз, сколько рыб "находятся в игре".
То есть, если плывут три рыбы, то "плывёт-плывёт" будет произноситься трижды - по очереди тремя людьми, если плывут 5 рыб, то и "плывет-плывет" будут говорить по очереди пять человек...)".
Игра происходит от ведущего по часовой стрелке.
Игра происходит от ведущего по часовой стрелке.
Ведущий начинает (и вся группа делает те же движения в одном с ним ритме!!!
Текст подключается к единому ритму и движениям, которые сопровождают всю игру от начала до конца).
- Ведущий: (удар руками по коленкам, хлопок в ладоши, щелчок пальцами двух рук)
- Ведущий: (удар руками по коленкам, хлопок в ладоши, щелчок пальцами двух рук)
Одна рыба...
1-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Два глаза...
2-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Один хвост...
3-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Плывет-плывет!
4 -й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Две рыбы...
5-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Четыре глаза...
6-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Да хвоста...
7-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Плывет-плывет...
8-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Плывет-плывет!
-9-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Три рыбы...
И так далее!
"УПРАЖНЕНИЯ-КЛЮЧИ"
1) "АРТЁМ-АРТИСТИЧНЫЙ..."
Ещё одна игра на знакомство, предоставляющая игрокам возможность сделать комплимент себе, любимому.
Задание не сложно – называя своё имя (по кругу), каждый присоединяет к нему эпитет – прилагательное, начинающееся с буквы имени...
Попробуем?!
Попробуем?!
Артём – артистичный, Гена – героический, Михаил – мужественный, Ирина – интеллигентная, Татьяна – творческая, Лена – любящая, Павел – последовательный, Юля - ?...Света?...
После этого упражнения очень кстати может быть разговор о том, как мы себя воспринимаем?
После этого упражнения очень кстати может быть разговор о том, как мы себя воспринимаем?
От чего зависит наша самооценка?
Легко ли нам делать комплименты другим и... себе?
2) "ЧЕТЫРЕ ЭМОЦИИ".
Ресурсы: У каждого участника тренинга – ручка/карандаш и рабочий бланк.
2) "ЧЕТЫРЕ ЭМОЦИИ".
Ресурсы: У каждого участника тренинга – ручка/карандаш и рабочий бланк.
Доска/флип-чарт, маркеры.
Ход упражнения:
Каждый участник получает РАБОЧИЙ БЛАНК:
СЕРДИТЫЙ, ВОЗМУЩЕННЫЙ, ГНЕВНЫЙ, РАЗДРАЖЕННЫЙ
СЧАСТЛИВЫЙ, ЭНЕРГИЧНЫЙ, РАДОСТНЫЙ, УДОВЛЕТВОРЕННЫЙ
ИСПУГАННЫЙ, ОБЕСПОКОЕННЫЙ, ВСТРЕВОЖЕННЫЙ, ВОЗБУЖДЕННЫЙ
ГРУСТНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, ОДИНОКИЙ, ПОДАВЛЕННЫЙ, ОПУСТОШЕННЫЙ
Задание – индивидуальная работа участников с рабочим бланком в течение 10 минут.
Каждый участник получает РАБОЧИЙ БЛАНК:
СЕРДИТЫЙ, ВОЗМУЩЕННЫЙ, ГНЕВНЫЙ, РАЗДРАЖЕННЫЙ
СЧАСТЛИВЫЙ, ЭНЕРГИЧНЫЙ, РАДОСТНЫЙ, УДОВЛЕТВОРЕННЫЙ
ИСПУГАННЫЙ, ОБЕСПОКОЕННЫЙ, ВСТРЕВОЖЕННЫЙ, ВОЗБУЖДЕННЫЙ
ГРУСТНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, ОДИНОКИЙ, ПОДАВЛЕННЫЙ, ОПУСТОШЕННЫЙ
Задание – индивидуальная работа участников с рабочим бланком в течение 10 минут.
- Вспомните прошедший день/неделю/месяц...
Что происходило с Вами в этот период?
Какие важные события?
Какой эмоциональный настрой преобладал, иными словами - попытаться определить, в каком из "окон" они находились чаще, в каком - реже?
В чем причина?
Как они чувствуют себя в этом секторе?
Что нужно, чтобы переместиться в другой, более эффективный/приятный/желаемый?
Тренер во время самостоятельной работы группы готовит на доске (можно повесить заранее приготовленный) такой же рисунок с четырьмя секторами.
Тренер во время самостоятельной работы группы готовит на доске (можно повесить заранее приготовленный) такой же рисунок с четырьмя секторами.
Он поможет наглядно увидеть ход обсуждения итогов задания в общем кругу.
После окончания индивидуальной работы приглашаем желающих поделиться своими мыслями по поводу полученных результатов.
Это упражнение прекрасно выводит нас на разговор о стереотипном поведении, типичных эмоциях, о темпераменте, о текущих проблемах/перспективах/задачах...
Это упражнение прекрасно выводит нас на разговор о стереотипном поведении, типичных эмоциях, о темпераменте, о текущих проблемах/перспективах/задачах...
При работе в технике психодрамы таким способом можно определять протогонистов для психодраматической сессии.
3) "ТЫ ВЫГЛЯДИШЬ СЕЙЧАС..."
Ещё одно упражнение - ключ, развивающее эмпатию, "приглашающее" самораскрытие, саморефлексию в ответ на полученную "обратную связь" от партнера.
Группа разбивается на пары.
3) "ТЫ ВЫГЛЯДИШЬ СЕЙЧАС..."
Ещё одно упражнение - ключ, развивающее эмпатию, "приглашающее" самораскрытие, саморефлексию в ответ на полученную "обратную связь" от партнера.
Группа разбивается на пары.
В паре каждый из участников вначале получает время на оценку собеседника: обращает внимание на его особенности: внешний вид, поза, язык тела, жестикуляция, мимика...
Затем каждый из собеседников сообщает партнеру своё представление о его внутреннем психо-физическом состоянии.
"На мой взгляд, ты выглядишь сейчас, как человек, который чувствует себя не совсем в своей тарелке...";
Затем каждый из собеседников сообщает партнеру своё представление о его внутреннем психо-физическом состоянии.
"На мой взгляд, ты выглядишь сейчас, как человек, который чувствует себя не совсем в своей тарелке...";
"Я думаю, что у тебя был нелёгкий день. Ты выглядишь уставшим";
"Судя по твоей открытой и добродушной улыбке, тебе нравится то, что происходит на тренинге...";
"Я думаю, что тебе непросто сосредоточиться на задании, которое мы получили...
Ты кажешься озабоченным, может быть, тебя беспокоит какая-то проблема?";
"Мне приятно видеть перед собой оптимистичного и заряженного энергией человека.
Это поднимает и моё настроение, приглашает к сотрудничеству, общению..."
Важно заранее настроить группу на то, что в оценке партнера не может быть никакой критики, снисходительности, панибратства...
Важно заранее настроить группу на то, что в оценке партнера не может быть никакой критики, снисходительности, панибратства...
Каждому предоставляется возможность попробовать высказать в интеллигентной и ненавязчивой форме свои ОЧЕНЬ СУБЪЕКТИВНЫЕ предположения о состоянии партнера.
На следующем этапе - просим отреагировать на предположения собеседника: согласиться или опровергнуть его мнение, поблагодарить за участие, удивиться проницательности...
На следующем этапе - просим отреагировать на предположения собеседника: согласиться или опровергнуть его мнение, поблагодарить за участие, удивиться проницательности...
После прохождения всего цикла "предположение-ответ" партнеры в паре меняются ролями.
Это задание помогает тренеру начать разговор о невербальной коммуникации и о том, как мы можем "читать эмоции", понимать физическое состояние партнера, быть "эмпатичными" в общении.
Это задание помогает тренеру начать разговор о невербальной коммуникации и о том, как мы можем "читать эмоции", понимать физическое состояние партнера, быть "эмпатичными" в общении.
Это хорошая разминка перед тренировкой навыков приёма и передачи невербальных средств общения, кинеситической и проксемической информации, поступающей от собеседника...
Кипнис М. Апельсиновый тренинг PDF. Скачать бесплатно.
Кипнис М. Апельсиновый тренинг PDF. Скачать бесплатно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий