Финалист IV и VI Всеармейских конкурсов специалистов психологической работы ВС РФ кандидат психологических наук Людмила ПЕТКО предлагает психологам ознакомится с Программой психологического сопровождения военнослужащих в период подготовки к выполнению учебно-боевых задач.
Сегодня Этап № 4. Программа практического занятия по интегративной танцевально-двигательной терапии.
Приоритетным направлением психологической работы является поддержание высокой боевой готовности личного состава части.
Стресс выступает причиной роста психического и эмоционального напряжения, а также переутомления военнослужащих, выполняющих задачи в тяжелой и напряженной обстановке в условиях замкнутого пространства. Поэтому для сохранения психического здоровья военнослужащих делается упор на его профилактику и его восстановление после выполнения задач по предназначению.
Для устранению тревожности, страхов, психосоматических расстройств используется комплекс упражнений телесно – ориентированной и интегративно – танцевально – двигательной терапии, позволяющий отслеживать и регулировать состояния военнослужащих, так же купировать болевые симптомы и мышечные зажимы. Танцевальная терапия основывается на представлении, что психика и тело находятся в постоянном взаимодействии, оказывая влияние друг на друга.
Танцевально-двигательная терапия — это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека.
В чём заключается социально-психологические функции танца.
• Танец как общение (коммуникативная функция) – танец во все времена помогал найти чувство общности – в паре, в группе, в культуре.
• Танец как катарсис (рекреационная функция) – танец как способ разрядки эмоционального и физического напряжения, путь к освобождению от сложных и негативных эмоций.
• Танец как способ выражения (экспрессивная функция) – танец не только выражает эмоции, символы и идеи, но и способен выразить именно целостность человеческого существа в его тотальном проживании своего земного существования.
• Танец как культурный знак (идентификационная функция) – танец предоставляет возможность указать на то, кто «Я», какой «Я», к какой социальной группе, нации, культуре я принадлежу, в чем мои корни.
• Танец как трансценденция – танец дает потоковое экстатическое переживание, выходящее за пределы «эго», возможность быть очень разным, быть партнером в общем танце космических сил.
Упражнение: «Групповое дыхание».
Биоэнергетическая разминка перед началом занятия.
Цель:
- увеличить энергию участников;
- расширить сферу осознания тела;
- включение участников в процесс групповой работы.
Инструкция: " Встаньте, пожалуйста, в круг. Расставьте ноги на расстояние 90 см, вес тела перенесите на пальцы ног, колени слегка согните, тело расслабьте... Возьмите за руку партнера слева от вас и партнера справа. На несколько минут представьте, что каждый из вас является частью одного целого. По моей команде: "Начали!", вы приступите к совместному синхронному дыханию, как бы "на одной волне".
Волна начинается в грудном отделе каждого из вас, воздух проходит ниже и под его напором выпячивается живот. Волна уходит, а с ней и воздух из живота, выталкиваемый напряжением области пресса. Выдох желательно озвучивать, но при этом следить, чтобы связки были расслаблены. Заинтересуйтесь теми ощущениями, которые будут сопровождать совместное дыхание, образами, чувствами, мыслями, которые могут возникнуть в процессе упражнения. Начали!"
Участники делают одну дыхательную серию, состоящую из 16 циклов брюшного дыхания, медленного и глубокого.
"Закончили! Встряхните свое тело, свесив руки, сгибая и выпрямляя колени. Затем сделайте несколько прыжков. Постарайтесь прыгать медленно, еле отрывая ноги от пола." Примечание: упражнение можно использовать в работе с группой (от 3 человек) перед выполнением ими боевого, служебного задания.
Упражнение: «Росток». Цель: разогрев, освоение перехода из закрытой позицию в открытую, поиск новых возможностей в одной и той же ситуации.
Продолжительность: 5 - 15 минут.
Музыка: медленная, «раскрывающая» или без музыки.
Исполнение: индивидуальное.
Алгоритм. Участники находятся в кругу. Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Ведущий: «Представьте себе, что Вы - маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх.
Я буду помогать Вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста». Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность «роста» до 10–20 «стадий». После выполнения этого упражнения полезно сразу же перейти к упражнению «Потянулись — сломались».
Упражнение: «Потянулись — сломались»
Цель: обучение расслаблению (балансу напряжения/расслабления).
Продолжительность: 5-10 минут.
Музыка: без музыки. Исполнение: индивидуальное.
Алгоритм. Исходное положение — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где напряжение? Сбросили его!»
Во время выполнения упражнения ведущий должен обратить внимание на следующее:
1) показать участникам разницу между выполнением команд «опустите кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае);
2) когда участники лежат на полу, ведущий должен обойти каждого и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов.
Упражнение: «Стряхни капли»
Цель: снятие напряжения, расслабление.
Продолжительность: 10 минут.
Музыка: веселая, задорная.
Исполнение: групповое.
Алгоритм. Инструкция: «Представьте, что вы попали под дождь, а у вас нет зонтика. Вы промокли насквозь. И вот вы в помещении. Вспомните, как отряхивается промокшая собака. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтобы вокруг было достаточно места. И начинаем отряхивать волосы, ресницы, скидываем капли с ушей, теперь освобождаем от дождика плечи, локти, ладони, пальчики, полностью руки, спину, бедра, ноги, колени, ступни. А теперь потрясите всем телом, можно добавить звук и услышать свой голос».
Вопросы для обсуждения:
• Что вы сейчас чувствуете в теле?
• Есть ли в теле сейчас напряжения? Где?
• Какое настроение сейчас?
Упражнение: «Стоп-движение»
Цели: раскрытие внутренних тем различных поз в движение, «погружение» в поток внутренних импульсов.
Музыка: минималистичная, «прозрачная», задающая атмосферу погружения.
Продолжительность: 15–20 минут.
Исполнение: в парах.
Алгоритм. Партнеры делятся на пары. В каждой паре один из партнеров закрывает глаза, другой «лепит» из него скульптуру, дает ему время прочувствовать ее, а затем переводит в другую точку пространства и «лепит» другую позу, отличающуюся от предыдущей. Процесс повторяется 5–7 раз, а затем по команде ведущего партнер с открытыми глазами говорит одно слово: «Движение!».
По этой команде партнер с закрытыми глазами начинает двигаться, позволяя телу следовать за импульсами, накопившимися в этих позах. В любой момент времени первый партнер может сказать «стоп», второй останавливается и замечает в какую позу его привело движение. Затем вновь следует команда «движение».
Человек с открытыми глазами обеспечивает безопасность процесса, не прикасаясь к своему партнеру. По указанию ведущего партнеры без слов меняются ролями и процесс повторяется в другую сторону. После упражнения проводится проговор в парах или группе.
Упражнение: «Пластилиновый человек».
Цель: вызвать состояние расслабления путем длительного напряжения.
Инструкция: «Сядьте на корточки. Голова спрятана в коленях, руки плотно прижаты к телу, глаза закрыты. Представьте, что каждый из вас - ком пластилина, в котором, при прикосновении к плечу, зарождается жизнь; попробуйте вылепить из себя человека, преодолевая сопротивление пластилина.
Вначале постарайтесь выпрямиться во весь рост. Это требует большого напряжения в позвоночнике, шее, ногах. Теперь позвольте вашим рукам, отделиться от тела, начиная от плеча. Напряжение распространяется в руки, затем в кисти, затем в пальцы. Медленнее.. Понаблюдайте за «пластилиновостью» пальцев: они все время норовят склеиться при соприкосновении. Этими пальцами надо вылепить лицо - глаза, нос, рот. Ощутите, какое выражение лица получилось? Какой человек вылепился?
Оглянитесь вокруг. Куда вы попали? Все тело остается напряженно-пластилиновым. Попытайтесь двигаться, отрывая пластилиновые ступни от пола. Вы можете взаимодействовать с участниками».
Примечание: упражнение можно использовать в комплексе с мероприятиями, направленными на психофизиологическое восстановление после напряженной деятельности (например, несение службы с оружием).
Упражнение «Тросы». Цель: мобилизация ресурса
Алгоритм действия. Поднять над головой скрещенные руки.
Визуализировать в руках тросы, которые держат парашют над головой
Пройтись по модальностям ощущений (какие тросы на ощупь, тяжесть трососв, из чего сделаны). Сделать глубокий вдох.
Резко выдохнуть со звуком «Ха» и одновременно опустив руки с тросами и парашютом
Проводим шеринг
Уникальность танцевально-двигательной психотерапии состоит в том, что это процесс сознательный, целенаправленный и структурированный. Особая ценность и сила танца, его интегративный смысл состоит в том, что физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные процессы в танце соединяются в единое действие; в танце нет посредника для выражения чувств, такого как краски и холст для художника, или музыкальные инструменты для музыкантов; само тело является и инструментом и создателем.
Танец может:
- быть способом общения;
- быть способом самовыражения, позволяющим ощутить чистую радость движения;
- воплощать весь спектр человеческих чувств;
- рассказывать истории;
- дисциплинировать, обновлять и питать личность, усиливать ее целостность;
- в некоторых культурах – исцелять, спасать душу;
- сохранять и изменять культурные традиции;
- изменять человека, его самоощущение;
- изменять состояние, облегчать депрессию; приносить ощущение компетентности и силы;
- помогать понять другие культуры и благодаря этому лучше понять собственную культуру.
Soldiers sing «Bad Romance» in Russian army. Meanwhile in Russia
Для проведения тренинга интегративной ТДТ, как правило, используются следующие группы музыкальных произведений:
• Энергизирующая, активная музыка (с использованием барабанов, возможно, этническая). Прекрасным образцом такой музыки является творчество «городской шаманки» Gabrielle Roth и ее группы The Mirrors.
Gabrielle Roth & The Mirrors feat Boris Grebenshikov - Chen Rezi (Refuge)
• Эмоциональная музыка, выражающая различные состояния — от яркой радости до драмы и скорби. Особенно важна воодушевляющая, призывающая к движению, но при этом не очень энергичная музыка.
• Нейтральная, активизирующая музыка (без явно выраженного эмоционального состояния). Позволяет больше сосредоточиться на самом движении.
• Релаксационная, медитативная, «прозрачная» музыка (музыка «нью-эйдж»).
• «Странная» музыка. Для формирования новых движений, стимулирования спонтанности, раскрытия ресурсов рекомендуется использовать незнакомую музыку, с рваным ритмом, не привычную для танцевания с точки зрения стереотипа восприятия танцевальной музыки.
И, наконец, самое главное — используйте только ту музыку, которая по-настоящему нравится Вам как ведущему, увлекает Вас самих; только «пропуская ее через себя», Вы дадите людям возможность действительно «отдаться потоку» музыки, танцевать всем своим существом.
Сегодня Этап № 4. Программа практического занятия по интегративной танцевально-двигательной терапии.
Приоритетным направлением психологической работы является поддержание высокой боевой готовности личного состава части.
Стресс выступает причиной роста психического и эмоционального напряжения, а также переутомления военнослужащих, выполняющих задачи в тяжелой и напряженной обстановке в условиях замкнутого пространства. Поэтому для сохранения психического здоровья военнослужащих делается упор на его профилактику и его восстановление после выполнения задач по предназначению.
Для устранению тревожности, страхов, психосоматических расстройств используется комплекс упражнений телесно – ориентированной и интегративно – танцевально – двигательной терапии, позволяющий отслеживать и регулировать состояния военнослужащих, так же купировать болевые симптомы и мышечные зажимы. Танцевальная терапия основывается на представлении, что психика и тело находятся в постоянном взаимодействии, оказывая влияние друг на друга.
Танцевально-двигательная терапия — это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека.
В чём заключается социально-психологические функции танца.
• Танец как общение (коммуникативная функция) – танец во все времена помогал найти чувство общности – в паре, в группе, в культуре.
• Танец как катарсис (рекреационная функция) – танец как способ разрядки эмоционального и физического напряжения, путь к освобождению от сложных и негативных эмоций.
• Танец как способ выражения (экспрессивная функция) – танец не только выражает эмоции, символы и идеи, но и способен выразить именно целостность человеческого существа в его тотальном проживании своего земного существования.
• Танец как культурный знак (идентификационная функция) – танец предоставляет возможность указать на то, кто «Я», какой «Я», к какой социальной группе, нации, культуре я принадлежу, в чем мои корни.
• Танец как трансценденция – танец дает потоковое экстатическое переживание, выходящее за пределы «эго», возможность быть очень разным, быть партнером в общем танце космических сил.
Упражнение: «Групповое дыхание».
Биоэнергетическая разминка перед началом занятия.
Цель:
- увеличить энергию участников;
- расширить сферу осознания тела;
- включение участников в процесс групповой работы.
Инструкция: " Встаньте, пожалуйста, в круг. Расставьте ноги на расстояние 90 см, вес тела перенесите на пальцы ног, колени слегка согните, тело расслабьте... Возьмите за руку партнера слева от вас и партнера справа. На несколько минут представьте, что каждый из вас является частью одного целого. По моей команде: "Начали!", вы приступите к совместному синхронному дыханию, как бы "на одной волне".
Волна начинается в грудном отделе каждого из вас, воздух проходит ниже и под его напором выпячивается живот. Волна уходит, а с ней и воздух из живота, выталкиваемый напряжением области пресса. Выдох желательно озвучивать, но при этом следить, чтобы связки были расслаблены. Заинтересуйтесь теми ощущениями, которые будут сопровождать совместное дыхание, образами, чувствами, мыслями, которые могут возникнуть в процессе упражнения. Начали!"
Участники делают одну дыхательную серию, состоящую из 16 циклов брюшного дыхания, медленного и глубокого.
"Закончили! Встряхните свое тело, свесив руки, сгибая и выпрямляя колени. Затем сделайте несколько прыжков. Постарайтесь прыгать медленно, еле отрывая ноги от пола." Примечание: упражнение можно использовать в работе с группой (от 3 человек) перед выполнением ими боевого, служебного задания.
Упражнение: «Росток». Цель: разогрев, освоение перехода из закрытой позицию в открытую, поиск новых возможностей в одной и той же ситуации.
Продолжительность: 5 - 15 минут.
Музыка: медленная, «раскрывающая» или без музыки.
Исполнение: индивидуальное.
Алгоритм. Участники находятся в кругу. Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Ведущий: «Представьте себе, что Вы - маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх.
Я буду помогать Вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста». Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность «роста» до 10–20 «стадий». После выполнения этого упражнения полезно сразу же перейти к упражнению «Потянулись — сломались».
Упражнение: «Потянулись — сломались»
Цель: обучение расслаблению (балансу напряжения/расслабления).
Продолжительность: 5-10 минут.
Музыка: без музыки. Исполнение: индивидуальное.
Алгоритм. Исходное положение — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где напряжение? Сбросили его!»
Во время выполнения упражнения ведущий должен обратить внимание на следующее:
1) показать участникам разницу между выполнением команд «опустите кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае);
2) когда участники лежат на полу, ведущий должен обойти каждого и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов.
Упражнение: «Стряхни капли»
Цель: снятие напряжения, расслабление.
Продолжительность: 10 минут.
Музыка: веселая, задорная.
Исполнение: групповое.
Алгоритм. Инструкция: «Представьте, что вы попали под дождь, а у вас нет зонтика. Вы промокли насквозь. И вот вы в помещении. Вспомните, как отряхивается промокшая собака. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтобы вокруг было достаточно места. И начинаем отряхивать волосы, ресницы, скидываем капли с ушей, теперь освобождаем от дождика плечи, локти, ладони, пальчики, полностью руки, спину, бедра, ноги, колени, ступни. А теперь потрясите всем телом, можно добавить звук и услышать свой голос».
Вопросы для обсуждения:
• Что вы сейчас чувствуете в теле?
• Есть ли в теле сейчас напряжения? Где?
• Какое настроение сейчас?
Упражнение: «Стоп-движение»
Цели: раскрытие внутренних тем различных поз в движение, «погружение» в поток внутренних импульсов.
Музыка: минималистичная, «прозрачная», задающая атмосферу погружения.
Продолжительность: 15–20 минут.
Исполнение: в парах.
Алгоритм. Партнеры делятся на пары. В каждой паре один из партнеров закрывает глаза, другой «лепит» из него скульптуру, дает ему время прочувствовать ее, а затем переводит в другую точку пространства и «лепит» другую позу, отличающуюся от предыдущей. Процесс повторяется 5–7 раз, а затем по команде ведущего партнер с открытыми глазами говорит одно слово: «Движение!».
По этой команде партнер с закрытыми глазами начинает двигаться, позволяя телу следовать за импульсами, накопившимися в этих позах. В любой момент времени первый партнер может сказать «стоп», второй останавливается и замечает в какую позу его привело движение. Затем вновь следует команда «движение».
Человек с открытыми глазами обеспечивает безопасность процесса, не прикасаясь к своему партнеру. По указанию ведущего партнеры без слов меняются ролями и процесс повторяется в другую сторону. После упражнения проводится проговор в парах или группе.
Упражнение: «Пластилиновый человек».
Цель: вызвать состояние расслабления путем длительного напряжения.
Инструкция: «Сядьте на корточки. Голова спрятана в коленях, руки плотно прижаты к телу, глаза закрыты. Представьте, что каждый из вас - ком пластилина, в котором, при прикосновении к плечу, зарождается жизнь; попробуйте вылепить из себя человека, преодолевая сопротивление пластилина.
Вначале постарайтесь выпрямиться во весь рост. Это требует большого напряжения в позвоночнике, шее, ногах. Теперь позвольте вашим рукам, отделиться от тела, начиная от плеча. Напряжение распространяется в руки, затем в кисти, затем в пальцы. Медленнее.. Понаблюдайте за «пластилиновостью» пальцев: они все время норовят склеиться при соприкосновении. Этими пальцами надо вылепить лицо - глаза, нос, рот. Ощутите, какое выражение лица получилось? Какой человек вылепился?
Оглянитесь вокруг. Куда вы попали? Все тело остается напряженно-пластилиновым. Попытайтесь двигаться, отрывая пластилиновые ступни от пола. Вы можете взаимодействовать с участниками».
Примечание: упражнение можно использовать в комплексе с мероприятиями, направленными на психофизиологическое восстановление после напряженной деятельности (например, несение службы с оружием).
Упражнение «Тросы». Цель: мобилизация ресурса
Алгоритм действия. Поднять над головой скрещенные руки.
Визуализировать в руках тросы, которые держат парашют над головой
Пройтись по модальностям ощущений (какие тросы на ощупь, тяжесть трососв, из чего сделаны). Сделать глубокий вдох.
Резко выдохнуть со звуком «Ха» и одновременно опустив руки с тросами и парашютом
Проводим шеринг
Уникальность танцевально-двигательной психотерапии состоит в том, что это процесс сознательный, целенаправленный и структурированный. Особая ценность и сила танца, его интегративный смысл состоит в том, что физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные процессы в танце соединяются в единое действие; в танце нет посредника для выражения чувств, такого как краски и холст для художника, или музыкальные инструменты для музыкантов; само тело является и инструментом и создателем.
Танец может:
- быть способом общения;
- быть способом самовыражения, позволяющим ощутить чистую радость движения;
- воплощать весь спектр человеческих чувств;
- рассказывать истории;
- дисциплинировать, обновлять и питать личность, усиливать ее целостность;
- в некоторых культурах – исцелять, спасать душу;
- сохранять и изменять культурные традиции;
- изменять человека, его самоощущение;
- изменять состояние, облегчать депрессию; приносить ощущение компетентности и силы;
- помогать понять другие культуры и благодаря этому лучше понять собственную культуру.
Soldiers sing «Bad Romance» in Russian army. Meanwhile in Russia
Для проведения тренинга интегративной ТДТ, как правило, используются следующие группы музыкальных произведений:
• Энергизирующая, активная музыка (с использованием барабанов, возможно, этническая). Прекрасным образцом такой музыки является творчество «городской шаманки» Gabrielle Roth и ее группы The Mirrors.
Gabrielle Roth & The Mirrors feat Boris Grebenshikov - Chen Rezi (Refuge)
• Эмоциональная музыка, выражающая различные состояния — от яркой радости до драмы и скорби. Особенно важна воодушевляющая, призывающая к движению, но при этом не очень энергичная музыка.
• Нейтральная, активизирующая музыка (без явно выраженного эмоционального состояния). Позволяет больше сосредоточиться на самом движении.
• Релаксационная, медитативная, «прозрачная» музыка (музыка «нью-эйдж»).
• «Странная» музыка. Для формирования новых движений, стимулирования спонтанности, раскрытия ресурсов рекомендуется использовать незнакомую музыку, с рваным ритмом, не привычную для танцевания с точки зрения стереотипа восприятия танцевальной музыки.
И, наконец, самое главное — используйте только ту музыку, которая по-настоящему нравится Вам как ведущему, увлекает Вас самих; только «пропуская ее через себя», Вы дадите людям возможность действительно «отдаться потоку» музыки, танцевать всем своим существом.
Этап № 2 Арт- тренинг с военнослужащими по контракту
Этап № 3 Арт - тренинг "Дерево коллектива"
Этап № 4 Практическое занятие по интегративной танцевально-двигательной терапии
Этап № 5 Тренинг командообразования с военнослужащими по призыву
Этап № 6 Тренинг командообразования с военнослужащими по контракту
Комментариев нет:
Отправить комментарий