Наиболее простой способ создания искусственной ситуации наблюдения – это проведение тренинговых упражнений на сплочение подразделения.
По просьбе коллег-психологов Людмила ПЕТКО представляет ряд упражнений, которые использует в повседневной практической работе.
По просьбе коллег-психологов Людмила ПЕТКО представляет ряд упражнений, которые использует в повседневной практической работе.
И начнём мы с упражнения «Военный волейбол», которое вполне можно организовать своими силами, без особых вложений.
Представляю упражнение «Военный волейбол».
Цель упражнения: координация совместных действий, поиск решения поставленной задачи, сплочение подразделения, диагностика индивидуальных особенностей (личностных качеств) военнослужащих, межличностных отношений в группе.
Реквизит: мяч, лучше волейбольный, он легче футбольного.
2 одеяла, либо большие полотенца или, как у меня, парео.
Категория участников: военнослужащие всех категорий и члены их семей.
Форма работы: групповая. Количество групп: 2.
Количество человек в группе: 2 или 4.
Продолжительность упражнения: до победы одной из команд.
Участники делятся на две команды.
Берутся за края одеяла так, чтоб образовался навес для мяча.
Задание — перекидывать мяч друг другу, чтобы не упустить на землю.
Если мяч упал у команды, то в пользу конкурента засчитывается выигрышный балл.
Играют в военный волейбол до пяти баллов.
Заранее подумайте как мотивировать военнослужащих качественно выполнить задание.
Заранее подумайте как мотивировать военнослужащих качественно выполнить задание.
Например, объявите, что выигравшая команда получит приз (сладости, или фрукты по сезону, или же символичный кубок).
У меня призом были мармеладные конфеты.
Мальчишки разделили все поровну между обеими командами, но если такого не произошло, то это повод самому психологу задуматься, что происходит в коллективе и какова причина такого поведения сослуживцев.
При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий и соизмерение своих движений с движениями партнера.
При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий и соизмерение своих движений с движениями партнера.
Отслеживайте тактику каждой команды - кто руководит, кто исполняет, кто вообще в стороне стоит и наблюдает.
Как команды взаимодействуют друг с другом — соперники, конкуренты или же в удовольствие играют, не задумываясь о призовых баллах.
Ожидаемые результаты тренинга: повышение взаимного доверия, чувства уверенности в себе; развитие навыков формирования цели; формирование НАВЫКОВ РАБОТЫ В КОМАНДЕ; выявление у участников новых внутренних ресурсов для решения поставленных задач.
Рефлексия:
– что вы чувствовали, когда играли в волейбол;
– с какими трудностями вы столкнулись в этом упражнении;
– кто лучший игрок в каждой из команд и почему.
С уважением, Людмила ПЕТКО
Кто конкретно победил осталось за скобками, но судя по тому, что мармелад ели все вместе - победила дружба!
Ожидаемые результаты тренинга: повышение взаимного доверия, чувства уверенности в себе; развитие навыков формирования цели; формирование НАВЫКОВ РАБОТЫ В КОМАНДЕ; выявление у участников новых внутренних ресурсов для решения поставленных задач.
Рефлексия:
– что вы чувствовали, когда играли в волейбол;
– с какими трудностями вы столкнулись в этом упражнении;
– кто лучший игрок в каждой из команд и почему.
С уважением, Людмила ПЕТКО
Кто конкретно победил осталось за скобками, но судя по тому, что мармелад ели все вместе - победила дружба!
Любят наши психологи побаловать участников тренингов на сплочение сладким.
То бельгийский шоколад предложат, то ростовский мармелад !!!
Что можно изменить в данном упражнении.
Что можно изменить в данном упражнении.
Во-первых, попробовать увеличить число команд до трёх-четырёх.
Во-вторых, поменять расстояние в сторону увеличения для броска.
В-третьих, использовать сетку на волейбольной площадке, либо сетку на теннисном корте, если таковой имеется.
Одеяла, конечно, пойдут, но держать их за края очень неудобно - руки устают.
Сразу вспоминается опыт проведения данного упражнения психологом Центра психологической работы Тихоокеанского флота Еленой ЗАЙЦЕВОЙ.
Сразу вспоминается опыт проведения данного упражнения психологом Центра психологической работы Тихоокеанского флота Еленой ЗАЙЦЕВОЙ.
В том тренинге использовались одеяла и заполненные водой разноцветные воздушные шары, которые так раздражают отдельных специалистов.
Шары эффектно летали и взрывались при ударе об землю.
Все были просто счастливы.
В варианте от флотского психолога с Камчатки Оксаны БАБЧЕНКО использовались куски брезента и огромные гимнастические шары.
В варианте от флотского психолога с Камчатки Оксаны БАБЧЕНКО использовались куски брезента и огромные гимнастические шары.
Подробней: Тренинг на сплочение воинского коллектива от психолога Центра МТО ТОФ Оксаны БАБЧЕНКО. Фото.
Конечно, можно заменить мячи шарами, а некоторые предлагают учебной гранатой, падение которой на землю рассматривать, как уничтожение команды соперника.
Конечно, можно заменить мячи шарами, а некоторые предлагают учебной гранатой, падение которой на землю рассматривать, как уничтожение команды соперника.
В принципе, тут надо экспериментировать и искать наиболее приемлемые варианты отработки упражнения по обстановке.
Примерный протокол упражнения.
№ п/п Ф.И.О., роль, ошибки, двигательная активность, вербальная активность.
Примерный протокол упражнения.
№ п/п Ф.И.О., роль, ошибки, двигательная активность, вербальная активность.
1. Иванов, подчиненный, 3 ошибки, слабая, низкая.
2. Петров, подчиненный, 4 ошибки, нерешительный, оправдывается.
3. Сидоров, ведомый, 5 ошибок, вялый, скомканная невнятная речь.
Число речевых реакций: указания, просьбы, советы (команды), оскорбления.
1. Иванов, указания - нет; просьбы - да, постоянно; советы - нет; оскорбления - нет.
2. Петров, указания - нет; просьбы - +, советы - нет; оскорбления - нет.
3. Сидоров, указания - нет; просьбы - +, советы - нет; оскорбления - нет.
4. Егоров, указания - +++; просьбы - нет; советы - команды; оскорбления - ++++.
По результатам наблюдения рекомендовано:
1. Сержанту Егорову - углубленная психодиагностика.
2. Рядовому Иванову - медицинское обследование на предмет хронической усталости.
3. Рядовым Петрову, Сидорову — психолого - педагогическое сопровождение командования взвода (роты) и динамическое наблюдение психолога части.
Ведущий должен четко формулировать задание и убедиться, что его поняли участники.
Ведущему ЗАПРЕЩАЕТСЯ вмешиваться в работу группы (подсказывать решения), он НЕ ИМЕЕТ ПРАВА КРИТИКОВАТЬ, ОСУЖДАТЬ любого участника в присутствии других участников или за их спиной.
Ведущий должен быть жизнерадостным и поддерживать общее хорошее настроение группы, оказывать моральную поддержку участникам, но не подталкивать их к более активным действиям.
Продолжение следует.
Упражнение "Круг с карандашами". ФОТО
Продолжение следует.
Упражнение "Круг с карандашами". ФОТО
Упражнение "Палка". ФОТО
Психологическая полоса препятствий от Людмилы ПЕТКО. ФОТО
Материал по теме.
Людмила ПЕТКО. Тренинг сплочения. Начало. ФОТО
Комментариев нет:
Отправить комментарий